Добро пожаловать на сайт МБУК "Клинская ЦБС"

Телефон для справок 8-925-268-90-22

 

 

Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

Данная форма не предназначена для приема обращений граждан в порядке Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и предоставляет возможность направить электронное сообщение в рамках реализации пилотного проекта по внедрению «Единого окна цифровой обратной связи». Ответ на сообщение будет направлен не позднее 8 рабочих дней после дня его регистрации, а по отдельным тематикам – в укороченные сроки.

Мухина В.И.

 

Мухина В.И.

Вера Игнатьевна Мухина родилась 1 июля 1889 года в состоятельной купеческой семье. Вскоре после смерти матери отец с дочерью переехали из Риги в Крым и поселились в Феодосии. Там у местного гимназического учителя рисования будущая художница и получила первые уроки рисунка и живописи. Под его руководством она копировала в галерее И.К. Айвазовского картины прославленного мариниста, писала пейзажи Тавриды.

Гимназию В.И. Мухина окончила в Курске, куда после смерти отца ее забрали опекуны.
В конце 1900-х годов молодая девушка едет в Москву, где твердо решает заняться живописью. В 1909 – 1911 годах  Вера Игнатьевна  - ученица частной студии К.Ф. Юона. В эти годы Мухина впервые проявляет интерес к скульптуре. Параллельно с занятиями живописью и рисунком у Юона и Дудина, она посещала студию скульптора-самоучки Н.А. Синициной, находящуюся на Арбате, где за умеренную плату можно было получить место для работы, станок и глину.
От Юона в 1911 году Мухина перешла в студию живописца И.И. Машкова, а в конце 1912 года она уехала в Париж – законодатель художественных вкусов.
В Париже Вера Игнатьевна поступила  в академию Гранд Шамьер, где скульптурным классом руководил Эмиль-Антуан Бурдель. Два года училась русская художница у бывшего помощника Родена. Одновременно с занятиями у Бурделя  Мухина слушала курс анатомии. Дополнила художественное образование молодого скульптора сама атмосфера французской столицы с ее архитектурными и скульптурными памятниками, театрами, музеями, художественными галереями.
Летом 1914 года Мухина возвратилась  в Москву. Начавшаяся в августе первая мировая война в корне изменила привычный жизненный уклад. Вера Игнатьевна оставила занятия скульптурой, поступила на курсы медсестер и в 1915-1917 годах работала в госпитале.
Октябрьская революция возвратила художницу в атмосферу искусства, она участвовала в осуществлении грандиозного ленинского плана монументальной пропаганды. В его рамках скульптор выполнила  памятник И.Н. Новикову, русскому общественному деятелю, публицисту и издателю  ХУ111 века. К сожалению, оба варианта памятника, в том числе и одобренный Наркомпросом, погибли в неотапливаемой  мастерской скульптора суровой зимой 1918 – 1919 годов.
В первые послереволюционные годы Вера Игнатьевна участвовала  и победила в ряде скульптурных конкурсов, она  создала проекты монументов «Революция»  для Клина и «Освобожденный труд» для Москвы. Необычное решение нашла  Мухина в проекте памятника Я.М. Свердлову (1923), известному  как «Пламя революции».
В 20-х годах складывается индивидуальная художественная манера автора. Мухина все больше отходила от аллегоричности и условно-схематических решений. Программной работой скульптора стала двухметровая  «Крестьянка» (1927, гипс, ГТГ). Монументальность форм, акцентированная архитектоника скульптуры, сила художественного обобщения отныне стали отличительными чертами станковой и монументальной скульптуры Мухиной.
Первый авторский отлив 1927 года находится с 1946 года в музее Ватикана в Риме. За это произведение автору присуждена 1 премия на выставке художественных произведений к 10-летнему юбилею Октябрьской революции.
В 1926-1927 годах Мухина преподавала в Московском Высшем художественно-промышленном училище, в 1926-1930 годах – во Вхутеине.
В 1929 году Мухина создала один из  лучших своих памятников – памятник Горькому для города, носящего его имя.  Четким силуэтом читается чуть вытянутая по вертикали фигура писателя, стоящего на берегу родной Волги. Характерный взмах головы довершает созданный скульптором образ «буревестника революции», вышедшего из народа писателя-бунтаря.
В 1930-годах Мухина работает и в мемориальной скульптуре: особенно удачно решено ею надгробие М.А.Пешкова (1935) с вырубленной из мрамора в полный рост фигурой с задумчиво склоненной головой и заложенными в карманы брюк руками.            
В 1936 году Советский Союз начал подготовку к Всемирной выставке «Искусство, техника и  современная жизнь». Автор  многоступенчатого советского павильона архитектор Б.М.Иофан предложил завершить его 33-метровый головной пилон двухфигурной скульптурной группой с эмблемой советского государства – серпом и молотом. Гипсовый эскиз Мухиной, разрабатывавшей эту тему вместе с другими художниками, был признан лучшим. Скульптору, всегда мечтавшему о грандиозных масштабах, предстояло возглавить сложнейшую работу по  изготовлению 25-метровой статуи общим весом около 75 тонн. Скульптурный каркас,  состоящий из стальных ферм и балок постепенно был одет пластинами из хромоникелевой стали.
Посетивший Парижскую выставку Ромен Роллан записал в книге отзывов: «На Международной выставке на берегах Сены два молодых советских гиганта в неукротимом порыве возносят серп и молот, и мы слышим, как из груди льется героический гимн, который зовет народы к свободе, к единству и приведет их к победе».  Изображение скульптуры «Рабочий и колхозница» тиражировалось на плакатах, открытках, нагрудных значках, которые разлетались по всей планете. Имя Веры Игнатьевны Мухиной стало известно всему миру.
С небольшими композиционными изменениями монумент  был установлен перед входом на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку в Москве  в 1939 году.    В Советском Союзе скульптурная группа Мухиной завоевала всеобщее признание и огромную популярность. Знаменитое творение Мухиной стало эмблемой киностудии «Мосфильм».
В 1938 году В.И. Мухину наградили орденом Трудового Красного Знамени, в 1941 году – Сталинской премией.    
Ведущей темой творчества скульптора всегда оставалась прославление духовной красоты советского человека. Одновременно с созданием в монументальной скульптуре обобщенного образа современника – строителя нового мира эта тема разрабатывалась мастером в станковом портрете.    В 30-годы герои портретной галереи скульптора – доктор А.А.Замков и  архитектор С.А.Замков, режиссер А.П.Довженко и балерина М.Т.Семенова. В годы войны портреты Мухиной становятся лаконичнее, все лишние эффекты в них убраны. Меняется и материал: часто  использовавшийся ранее мрамор сменяет бронза. Портреты полковников И.Л.Хижняка и  Б.А.Юсупова (оба  - 1943, бронза, ГТГ), «Партизанка» (1942, гипс, ГТГ) при всей их индивидуальности обладают типичным для советского человека военного времени чертами собранности, решительной готовности к борьбе с врагом.    
В послевоенные годы В.И.Мухина продолжила работать в монументальной скульптуре. С  группой помощников она переводит в бронзу скульптурный проект памятника М.Горькому  И.Д. Шадра  (в 1951 он был открыт на площади перед Белорусским вокзалом в Москве).
В 1954 году, уже после смерти Веры Игнатьевны Мухиной, был отлит и установлен  перед зданием Консерватории в Москве памятник П.И.Чайковскому, над которым она работала в  1948-1949 годах.
Будучи мастером широкого профиля В.И. Мухина оформляла выставки, создавала промышленную графику, проекты одежды и рисунки для тканей, изделия из фарфора, театрально-декорационные работы (эскизы костюмов к «Электре» Софокла в театре Вахтангова, 1944г.).
Умерла Вера Игнатьевна Мухина в Москве 6 октября 1953 года. Похоронили Мухину рядом с покойным супругом на Ново-Девичьем кладбище.

 

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

НЭБ

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ БИБЛИОТЕКА

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ БИБЛИОТЕКА

Наши партнеры

ЛитРес

Серп и молот

Полпред

Типография Колор-Принт

стальные двери Тритон

Чайная роза

Библиотеки Клина в соцсетях

Вконтакте mail.ru одноклассники google youtube telegram

Навигация

 

    Ltntr

    Ltntr