Добро пожаловать на сайт МБУК "Клинская ЦБС"

Телефон для справок 8-925-268-90-22

 

 

Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

Данная форма не предназначена для приема обращений граждан в порядке Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и предоставляет возможность направить электронное сообщение в рамках реализации пилотного проекта по внедрению «Единого окна цифровой обратной связи». Ответ на сообщение будет направлен не позднее 8 рабочих дней после дня его регистрации, а по отдельным тематикам – в укороченные сроки.

Маврина Т.А.

 

Маврина Т.А.

Татьяна Алексеевна Лебедева-Маврина, талантливый живописец, график и книжный иллюстратор, заслуженный художник РСФСР, лауреат Государственной премии СССР (1975), лауреат премии Г.Х. Андерсена (1965) родилась в Нижнем Новгороде в 1902 году.

В 1922-1929 годах Маврина училась в Московском Вхутемасе-Вхутеине – Высших художественно-технических мастерских.
В феврале 1929 года начинающая художница приняла предложение группы товарищей участвовать в выставке в Доме печати.  Совершенно случайно в группу собралось 13 художников. В художественном сообществе заговорили о выставке «13-ти» как о рождении «новой художественной группировки». Группа «13» просуществовала как выставочный коллектив всего три года, но оставила заметный след в истории отечественной живописи. На первую выставку Татьяна Маврина представила акварельные рисунки, привезенные из поездки на Мурман. В ту пору ее очень привлекал сказочный Север.
Рисункам и акварелям Мавриной присуща легкость и непосредственность в обращении с цветом, линией и формой. Эти черты стали  характерным стилем  ее живописи и книжной графики.
Художественное наследие Татьяны Алексеевны – это красочные, празднично-декоративные картины, близкие к русскому декоративному искусству, лубочные картинки, пейзажи, иллюстрации к детским книгам, эстампы. Стремление к узору, красочности, сочности  объясняется любовью художницы к русской иконе, к произведениям русского народного творчества.
Любимым жанром Мавриной-графика была сказка. С любовью и трепетом иллюстрировала Татьяна Алексеевна сказки А.С. Пушкина («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», 1946; «Руслан и Людмила», 1960; «У лукоморья», 1961),  русские народные сказки.
В 1969 году вышла в свет «Сказочная азбука» Мавриной. Книга отличалась изумительной фантазией и была изумительна  по красочности. Каждая буква азбуки  у художницы  составила маленький сказочный сюжет. Картинки азбуки полны лукавства и озорства, добра и справедливости, как и все искусство художницы.
Татьяна Маврина очень любила Россию, любила ее пейзажи, памятники старины,  особую красоту русских городов и сел. По образному выражению Михаила Александровича Врубеля,  в ее творчестве звучит «интимно национальная нотка».
Художница много ездила по старинным русским городам, много писала с натуры.
Рисунки и акварели Мавриной запечатлели, навсегда спасли от исчезновения, забвения,  уберегли от невнимания, равнодушия множество драгоценных местечек, улочек и закоулков, «неперспективных» селений и городков. 1980 году  была опубликована   книга-альбом  Т.А. Мавриной «Пути-дороги», где собраны акварели и гуаши с видами заповедных уголков России : Звенигорода, Углича, Ростова Великого, Ярославля и других.
Среди бесчисленных «Загорсков» и «Ростовов Великих», «Ярославлей» и «Борисоглебсков» не затерялся цикл работ,  посвященных Подмосковью.
Имя художницы тесно связано с историей Клинского  края.
Татьяна Алексеевна очень любила поэзию Александра Блока,  часто странствовала по окрестностям Боблова  и Шахматова и рисовала, рисовала, рисовала места, где обитал, которые изъездил и исходил «любимый и обожаемый поэт» ее юности.
Маврина вспоминала: «Блока я видела в мае 1925 года в Политехническом музее на вечере. В передних рядах сидели разодетые в вечерние платья дамы. Весь амфитеатром построенный зал был полон. Мы, вхутемасовцы, прорвались, конечно, без билетов толпой и стояли в проходе около эстрады. Вот вышел Блок…Вот -  тишина в зале и голос с «того света». И сам  он, больной, был уже не здешним... Слова падали медленными каплями в тишину зала…И он читал.  Худой, окаменелый…Последнее слово падало в бездонную пропасть памяти тех, кто его слушал… Голос его живет вместе со стихами во мне до сих пор…».
В пейзажах Шахматова и Боблова, в окружающих их просторах  Маврина видела источник  вдохновения   поэта, «бездонности» его образного богатства.
«Боблово», «Бобловские дали», «Кони в Боблове», «Река в Боблове», «Бурьян в Боблове», «Белая туча в Боблове», «Бобловские холмы», «Григорьевское», «Тараканово», «Шахматово»  - таковы названия  акварелей и рисунков Мавриной.
«В Боблове немыслимые заросли всякого бурьяна, с какими-то особыми красивыми голубыми цветами, очень жгучими, если их сорвать. Дикие крупные яблоки и очень крупная вкусная черемуха. Изрешеченная временем обширная рига-сарай. Бобловская седая березовая роща. И скачут кони…На переднем плане мысленно видишь молодого Блока…», - писала Татьяна Маврина.
В 1983 году  вышла в свет книга Татьяны Мавриной «Гуси, лебеди, журавли… : Блоковское Подмосковье», где рисунки художницы перемежаются со стихами и прозой замечательного русского поэта.  Символично, что эпиграфом к книге художница взяла слова Александра Блока  :

« И всей весенней красотою
Сияет русская земля…»

 

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

НЭБ

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ БИБЛИОТЕКА

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ БИБЛИОТЕКА

Наши партнеры

ЛитРес

Серп и молот

Полпред

Типография Колор-Принт

стальные двери Тритон

Чайная роза

Библиотеки Клина в соцсетях

Вконтакте mail.ru одноклассники google youtube telegram

Навигация

 

    Ltntr

    Ltntr