Татьяна Алексеевна Лебедева-Маврина, талантливый живописец, график и книжный иллюстратор, заслуженный художник РСФСР, лауреат Государственной премии СССР (1975), лауреат премии Г.Х. Андерсена (1965) родилась в Нижнем Новгороде в 1902 году.
В 1922-1929 годах Маврина училась в Московском Вхутемасе-Вхутеине – Высших художественно-технических мастерских.
В феврале 1929 года начинающая художница приняла предложение группы товарищей участвовать в выставке в Доме печати. Совершенно случайно в группу собралось 13 художников. В художественном сообществе заговорили о выставке «13-ти» как о рождении «новой художественной группировки». Группа «13» просуществовала как выставочный коллектив всего три года, но оставила заметный след в истории отечественной живописи. На первую выставку Татьяна Маврина представила акварельные рисунки, привезенные из поездки на Мурман. В ту пору ее очень привлекал сказочный Север.
Рисункам и акварелям Мавриной присуща легкость и непосредственность в обращении с цветом, линией и формой. Эти черты стали характерным стилем ее живописи и книжной графики.
Художественное наследие Татьяны Алексеевны – это красочные, празднично-декоративные картины, близкие к русскому декоративному искусству, лубочные картинки, пейзажи, иллюстрации к детским книгам, эстампы. Стремление к узору, красочности, сочности объясняется любовью художницы к русской иконе, к произведениям русского народного творчества.
Любимым жанром Мавриной-графика была сказка. С любовью и трепетом иллюстрировала Татьяна Алексеевна сказки А.С. Пушкина («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», 1946; «Руслан и Людмила», 1960; «У лукоморья», 1961), русские народные сказки.
В 1969 году вышла в свет «Сказочная азбука» Мавриной. Книга отличалась изумительной фантазией и была изумительна по красочности. Каждая буква азбуки у художницы составила маленький сказочный сюжет. Картинки азбуки полны лукавства и озорства, добра и справедливости, как и все искусство художницы.
Татьяна Маврина очень любила Россию, любила ее пейзажи, памятники старины, особую красоту русских городов и сел. По образному выражению Михаила Александровича Врубеля, в ее творчестве звучит «интимно национальная нотка».
Художница много ездила по старинным русским городам, много писала с натуры.
Рисунки и акварели Мавриной запечатлели, навсегда спасли от исчезновения, забвения, уберегли от невнимания, равнодушия множество драгоценных местечек, улочек и закоулков, «неперспективных» селений и городков. 1980 году была опубликована книга-альбом Т.А. Мавриной «Пути-дороги», где собраны акварели и гуаши с видами заповедных уголков России : Звенигорода, Углича, Ростова Великого, Ярославля и других.
Среди бесчисленных «Загорсков» и «Ростовов Великих», «Ярославлей» и «Борисоглебсков» не затерялся цикл работ, посвященных Подмосковью.
Имя художницы тесно связано с историей Клинского края.
Татьяна Алексеевна очень любила поэзию Александра Блока, часто странствовала по окрестностям Боблова и Шахматова и рисовала, рисовала, рисовала места, где обитал, которые изъездил и исходил «любимый и обожаемый поэт» ее юности.
Маврина вспоминала: «Блока я видела в мае 1925 года в Политехническом музее на вечере. В передних рядах сидели разодетые в вечерние платья дамы. Весь амфитеатром построенный зал был полон. Мы, вхутемасовцы, прорвались, конечно, без билетов толпой и стояли в проходе около эстрады. Вот вышел Блок…Вот - тишина в зале и голос с «того света». И сам он, больной, был уже не здешним... Слова падали медленными каплями в тишину зала…И он читал. Худой, окаменелый…Последнее слово падало в бездонную пропасть памяти тех, кто его слушал… Голос его живет вместе со стихами во мне до сих пор…».
В пейзажах Шахматова и Боблова, в окружающих их просторах Маврина видела источник вдохновения поэта, «бездонности» его образного богатства.
«Боблово», «Бобловские дали», «Кони в Боблове», «Река в Боблове», «Бурьян в Боблове», «Белая туча в Боблове», «Бобловские холмы», «Григорьевское», «Тараканово», «Шахматово» - таковы названия акварелей и рисунков Мавриной.
«В Боблове немыслимые заросли всякого бурьяна, с какими-то особыми красивыми голубыми цветами, очень жгучими, если их сорвать. Дикие крупные яблоки и очень крупная вкусная черемуха. Изрешеченная временем обширная рига-сарай. Бобловская седая березовая роща. И скачут кони…На переднем плане мысленно видишь молодого Блока…», - писала Татьяна Маврина.
В 1983 году вышла в свет книга Татьяны Мавриной «Гуси, лебеди, журавли… : Блоковское Подмосковье», где рисунки художницы перемежаются со стихами и прозой замечательного русского поэта. Символично, что эпиграфом к книге художница взяла слова Александра Блока :
« И всей весенней красотою
Сияет русская земля…»