Добро пожаловать на сайт МБУК "Клинская ЦБС"

Телефон для справок 8-925-268-90-22

 

 

Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

Данная форма не предназначена для приема обращений граждан в порядке Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и предоставляет возможность направить электронное сообщение в рамках реализации пилотного проекта по внедрению «Единого окна цифровой обратной связи». Ответ на сообщение будет направлен не позднее 8 рабочих дней после дня его регистрации, а по отдельным тематикам – в укороченные сроки.

Перов В.Г.

 

Перов В.Г.

Перов Василий Григорьевич (04.01.1834-1882), русский художник, член и учредитель Товарищества передвижных художественных выставок, профессор Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В.Г. Перов гостил в Клинском уезде в имении Игрищево у княгини З.Н. Енгалычевой, владел усадьбой Стрелково. 

Перов родился в сибирском городе Тобольске, он был внебрачным сыном барона Григория Карловича  Криденера.
После непродолжительных занятий с матерью, мальчика отдали в ученье к дьячку. Маленький Вася учился с большой охотой. Особенно большие успехи он делал в каллиграфии. Одновременно с Василием у дьячка занимался и другой ученик, крайне ленивый и непослушный. Выведенный из терпения  таким отношением к учебе, дьячок как-то разбранился : «Куда тебе писать, тебе только ногами болтать, и будешь ты у меня Иван Болтов, а вот он» – дьячок указал на Васю – «будет у меня Василий Перов». Это прозвище, с легкой руки данное  Василию его учителем, навсегда осталось за ним,  стало его фамилией.
Любовь к искусству проявилась у мальчика очень рано. Страсть к рисованию развилась неожиданно. Однажды барон Криденер пригласил местного живописца подправить его портрет. 9-летний Вася, внимательно следивший за работой художника, принялся ему подражать, затем настолько увлекся, что рисовал где попало и на чем попало: на стенах, заборах, столах, копировал картины с иллюстраций из книг домашней библиотеки. Родители всячески поощряли увлечение сына.
Профессиональное образование Перов получил сначала в Арзамасской художественной школе Александра Васильевича  Ступина (1846 – 1849), а затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1853-1862). В сравнении с Петербургской Академией художеств Московское  училище  было известно как более демократичное, здесь воспитывали в своих питомцах интерес к натуре, к человеку, здесь продолжали традиции Василия Тропинина, Алексея Венецианова, Павла Федотова. Барон  Криденер, больной, обремененный семьей, не мог помогать сыну, и мало-помалу Василий дошел до критического положения. Он почти перестал работать в классах и дома, карандаш валился из рук. Преподаватель рисования   Егор Яковлевич Васильев, узнав о стесненных обстоятельствах Перова, весьма деликатно предложил ему поселиться у него на казенной квартире и пользоваться столом. С переездом к Егору Яковлевичу молодой живописец повеселел, активно принялся за работу и вскоре стал считаться в училище одним из выдающихся по дарованию учеников.
В 1856 году в Академию художеств был послан портрет Николая, младшего брата Василия Перова. Художнику присудили за портрет малую серебряную медаль. Награда ободрила его. Он с жаром принялся за новую картину. Сюжетом картины художник выбрал приезд станового на следствие. Посланная в Академию работа «Приезд станового на следствие» (1857) привлекла всеобщее внимание, о ней заговорили в печати, молодому автору прочили блестящую будущность. Перов был удостоен большой серебряной медали.
Картины, написанные позднее: «Сцена на могиле» (1859) и «Первый чин» (1860) - также вызвали пристальный интерес художественной общественности. В печати Перова сравнивали с Александром Островским, находили, что художник – продолжатель Павла Федотова.  
Конкурсная картина Перова  «Проповедь на селе» по окончании училища была отмечена большой золотой медалью Академии художеств. Золотая медаль давала право на поездку за границу для совершенствования мастерства в качестве пенсионера Академии.
В 1862 году Перов женился на Елене Эдмундовне Шейнс.  В 1863 году вместе с женой художник отправился за границу. Побывав в Берлине и Дрездене, он приехал в Париж. В Париже он, совершенствуя свое мастерство, рисовал простых парижан и парижскую бедноту.
Это картины «Похороны в бедном квартале Парижа» (1863), «Парижские тряпичники» (1864), «Савояр» (1863-1864) и другие.
Вернувшись в Россию, он пишет ряд произведений бытового жанра, в которых его талант достигает творческой зрелости. Это полотна:  «Проводы покойника», «Тройка», или Ученики-мастеровые везут воду», «Утопленница»,  «Последний кабак у заставы». Картины поражают своим драматизмом, психологической глубиной, суровой правдой жизни простого народа.
«Он [В.Г. Перов] был истинным поэтом скорби… Начав с увлечения Федотовым и Гоголем, скоро вырос в большую самобытную личность. Переживая лучшие свои создания сердцем, он не мог не волновать сердца других», - писал художник Михаил Васильевич Нестеров.
В 1866 году за жанровое полотно «Чистый понедельник», изображающее московских обывателей, возвращающихся из бани домой с вениками под мышкой и связкой бубликов в руках, Академия художеств  присвоила Василию Григорьевичу Перову звание академика живописи.
В 1868 году скончалась жена художника, вскоре умерли  двое его старших детей. В живых остался только младенец Владимир.  Перов не оставил мемуаров, воспоминаний и автобиографических записей, и можно только догадываться, что ему пришлось пережить в это время.
Несмотря на тяжелые утраты, он напряженно трудился. Василий Григорьевич Перов выступил  одним из инициаторов создания Товарищества передвижных выставок – организации, объединившей в своих рядах наиболее прогрессивных русских художников.
1872 год – вершина жизненных и творческих удач художника, период расцвета Перова-портретиста.
Художнику интересна сложность и многогранность портретируемой личности. Тонкий психолог, он глубоко проникает во внутренний мир человека. Портреты художника разнообразны как и сами их модели: открытый, проницательный, уверенный в себе Александр Николаевич Островский,  трагический и ранимый Федор Михайлович Достоевский, умудрено-ясный Владимир Иванович Даль, могучий и ранимый Алексей Кондратьевич Саврасов.
В 1872 году Перов женился второй раз. Его супругой стала Елизавета Егоровна Драгунова. Художник обрел семейный покой.
В 1870-х годах Василий Григорьевич создает галерею крестьянских портретов: «Фомушка-сыч», «Странник», а также новые жанровые произведения: «Охотники на привале», «Птицелов», «Голубятник», «Рыболов», «Старики-родители на могиле сына».
В последние годы жизни в творчестве Перова преобладают картины на темы Евангелия : «Христос в Гефсиманском саду», «Снятие с креста», «Распятие», «Весна». Для художника имело принципиальное значение сохранение в чистоте и неприкосновенности евангельской сути образа Христа.
С 1871 года вплоть до смерти Перов преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Василий Григорьевич воспитал плеяду замечательных художников - Андрея Рябушкина, Михаила Нестерова, Исаака Левитана,  Николая  Касаткина. « В Московской школе живописи… все жило Перовым, дышало им, носило отпечаток его мыслей, слов, деяний. За редким исключением, мы были преданными, восторженными его учениками», - писал ученик Василия Григорьевича, художник  Михаил Нестеров.
В 1874 году у художника появились первые признаки чахотки. Не обращая внимания на болезнь, он продолжал много работать. В 1882 году болезнь приняла острую форму.
Требовалась поездка в теплые края, но ни сил, ни средств не было. Картины Перова покупались за бесценок, преподавал он почти даром, иногда за одно право снимать квартиру. Помог Л.Н. Толстой, больного Перова перевезли сначала на дачу Третьякова, а затем в больницу. Перов умирал мучительной смертью, он так страдал, что не раз просил брата ускорить его кончину.
Похоронили художника в Даниловом монастыре.
Известный писатель Дмитрий Васильевич Григорович на могиле Перова сказал: « Перов первый из художников познакомил нас с правдивым  направлением в живописи, но, кроме того, Перов – живописец-поэт. Позиция его – его задушевность».
«Перова больше нет среди нас. Осталось его искусство,  а в нем его большое сердце», - написал Михаил  Нестеров. Первый биограф художника Б. Собко  утверждал : «Перов – это Гоголь и Островский, Достоевский и Тургенев русской живописи, соединенные вместе».
Имя Василия Григорьевича Перова тесно связано с Клинским краем.
По информации краеведа Ольги Чернышовой, общавшейся с внуком художника, Романом Алексеевичем  Перовым,  в 1862 голу в Москве на выставке Общества поощрения художников Василий Григорьевич познакомился с княгиней Зоей Николаевной Енгалычевой, владевшей в Клинском уезде усадьбой Игрищево, что недалеко от  с. Троицкое.  Княгиня пригласила живописца погостить в ее имении. Впервые на клинскую землю Перов приехал в 1863 году. Около 10 лет гостил художник в усадьбе Игрищево, а в 1875 году  купил в Клинском уезде у помещика Лобко  усадьбу Стрелково.
Усадебный дом, мастерская, хозяйственные постройки, парк, пруд – такой была усадьба Перова. Дом стоял на берегу реки Катыш напротив хорошо знакомого мастеру Игрищева.
Великолепная природа этих мест неизменно вдохновляла живописца. На средства Перова и при его участии была посажена березовая аллея в Игрищеве, которую местные жители называли «Перовской».
По сведениям внука художника, Романа Алексеевича, на Клинской земле были написаны полотна: «Рыболов», «Птицелов», «Охотники на привале» и другие.
Творческая мастерская художника находилась в деревне Радовани.
В.Г.Перов дружески сблизился с местными крестья¬нами, часто их собирал, просил позировать, охотно слушал их, много сделал для улучшения жизни крестьян.
По данным  протоиерея Олега Пэнэжко, автора книги «Город Клин и храмы Клинского района»,  в Стрелково к Василию Григорьевичу приезжали Михаил Нестеров, Алексей Саврасов, Исаак Левитан, Павел Михайлович Третьяков, Лев Николаевич Толстой,    Иван Шишкин.
После смерти художника в усадьбе жила его вторая жена Елизавета Егоровна Драгунова, она умерла в 1902 году.
После Октябрьской революции  имя В.Г. Перова было включено в декрет Совнаркома об увековечении памяти выдающихся деятелей культуры. В 1918 году в усадьбе Стрелково  побывала группа членов комиссии по охране памятников искусства и старины. В протоколе комиссии было записано : «Имеет исключительную художественную и научную ценность имущество усадьбы Стрелково художника Перова В.Г., которое подлежит сохранению и охране как достояние народа, республики».  
Тем не менее,  дом и имущество усадьбы были проданы Троицким волисполкомом, дом перевезен в д. Радовань, за 4 километра от Стрелково.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

НЭБ

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ БИБЛИОТЕКА

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ БИБЛИОТЕКА

Наши партнеры

ЛитРес

Серп и молот

Полпред

Типография Колор-Принт

стальные двери Тритон

Чайная роза

Библиотеки Клина в соцсетях

Вконтакте mail.ru одноклассники google youtube telegram

Навигация

 

    Ltntr

    Ltntr