Добро пожаловать на сайт МБУК "Клинская ЦБС"


Чайковский П.И.

 

Чайковский П.И.

Чайковский Петр Ильич (25.04[07.05]1840 – 25.10[06.11]1893), русский композитор, дирижер, педагог.

Родился в селении при Камско-Воткинском заводе Вятской губернии (ныне город Воткинск, Удмуртия). Его отец — Илья Петрович Чайковский (1795—1880) — выдающийся русский инженер.

Пётр был вторым ребёнком в семье: в 1838 родился его старший брат Николай, в 1842 — сестра Александра (в замужестве Давыдова) и Ипполит. Братья-близнецы Анатолий и Модест появились на свет в 1850 году.

Родители Петра Ильича любили музыку. Его мать играла на фортепиано и пела, отец играл на флейте. Маленький Петр уже с пяти лет любил «фантазировать» на рояле. Впоследствии он говорил, что сочинять стал с тех пор, как узнал музыку. Однако после окончания гимназии Петр Чайковский поступает в Императорское училище правоведения и, получив диплом, стал работать в Министерстве юстиции. Но правоведа из него не получилось. В 1862 году он отказался от благополучной карьеры ради музыки.  Чайковский уходит со службы и поступает в Московскую консерваторию. За три года он окончил весь курс с золотой медалью, а в 1866 году стал преподавателем консерватории. Уже к этому времени появилось несколько его произведений, которые принесли начинающему композитору известность.

В 1868 году П. Чайковский впервые выступил в печати как музыкальный критик и познакомился с группой петербургских композиторов ? членов «Могучей кучки». Несмотря на разность творческих взглядов, между ним и «кучкистами» сложились дружеские отношения. У Чайковского проявляется интерес к программной музыке, и по совету главы «Могучей кучки» Милия Балакирева он пишет увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта» по одноимённой трагедии Шекспира (1869), а критик В. В. Стасов подсказал ему замысел симфонической фантазии «Буря» (1873).

1870-е годы в творчестве Чайковского ? период творческих исканий; его привлекают историческое прошлое России, русский народный быт, тема человеческой судьбы. В это время он пишет такие сочинения, как оперы «Опричник» и «Кузнец Вакула», музыка к драме Островского «Снегурочка», балет «Лебединое озеро», Вторая и Третья симфонии, фантазия «Франческа да Римини», Первый фортепианный концерт, Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром, три струнных квартета и другие.

В 1878 году оставил пост в Московской консерватории и уехал за границу. Моральную и материальную поддержку ему в этот период оказала Надежда фон Мекк, с которой Чайковский в 1876?1890 вёл обширную переписку, но никогда не встречался. Фон Мекк посвящена одна из работ Чайковского этого периода ? Четвёртая симфония (1877).

В средине 1880-х Чайковский возвращается к активной музыкально-общественной деятельности. В 1885 его избирают директором Московского отделения РМО. Музыка Чайковского получает известность в России и за границей. С конца 1880-х годов выступал как дирижёр в России и за рубежом. Концертные поездки укрепили творческие и дружеские связи Чайковского с западноевропейскими музыкантами, среди которых ? Ганс фон Бюлов, Эдвард Григ, Антонин Дворжак, Густав Малер, Артур Никиш, Камиль Сен-Санс и др. Весной 1891 года П. И. Чайковский совершает поездку в США. В качестве дирижёра своих произведений с сенсационным успехом он выступил в Нью-Йорке, Балтиморе и Филадельфии (подробное описание этого путешествия сохранилось в дневниках композитора). В последний раз в жизни Чайковский встал за дирижёрский пульт за девять дней до своей кончины ? 16 октября 1893 года. Во втором отделении этого концерта впервые прозвучала его Шестая, «Патетическая» симфония.

Скончался в 3 часа пополуночи 25 октября 1893 года от холеры «неожиданно и безвременно» в квартире своего брата Модеста, в доме 13 на Малой Морской. Распоряжение похоронами, с Высочайшего соизволения, было возложено на дирекцию Императорских театров, что явилось «примером единственным и вполне исключительным».

Вынос тела и погребение состоялось 28 октября; при выносе присутствовал, среди прочих, Принц Александр Петрович Ольденбургский; все расходы на погребение император Александр III повелел покрыть «из Собственых сумм Его Величества». Отпевание в Казанском соборе совершил епископ Нарвский Никандр (Молчанов); пел хор певчих Казанского собора и хор Императорской русской оперы; «стены собора не могли вместить всех, желавших помолиться за упокой души Петра Ильича»; к литургии прибыл великий князь Константин Константинович. Похоронен в Александро-Невской лавре в Некрополе мастеров искусств.

В России и за рубежом есть немало мест, хранящих память о пребывании там Петра Ильича Чайковского. И все же, ни одно из них не обладает такой притягательной, такой зовущей силой, как старинный город Клин и его окрестности, где великий композитор провел последние восемь лет своей жизни.

«Я к Клину сам не знаю, как ужасно привязался и не мо­гу себя представить в другом месте», писал композитор.

Здесь, в восьмидесяти километрах на северо-запад от Москвы, в усадьбах Фроловское и Майданово, а затем и в самом Клипу Чайковским были написаны оперы «Чародейка», «Черевички» и «Иоланта», инструментована «Пиковая дама», созданы балеты «Спящая красавица» и «Щелкунчик», симфонии «Манфред», Пятая и Шестая, многие романсы, камерно-инструментальные и фортепианные сочинения.

В Клину сохранился дом композитора, в котором он поселился в мае 1892 года и из которого семнадцать месяцев спустя уехал в Петербург в свою последнюю концертную поездку. И этот дом известен всему миру как Дом-музеи II.И. Чайковского в Клину.

Поселиться в деревне, купить или снять под Москвой усадьбу было давней мечтой Чайковского. Частые концертные поездки за рубеж, где он мучительно тосковал по родине, обилие новых впечатлений, знакомств и параллельно работа над новыми сочинениями — все это звало его на лоно природы, заставляло мечтать о покое, тишине и уединении. Именно такие условия композитор нашел в Клину — небольшом уездном городке.

Двухэтажный просторный дом, который Чайковский снимал у клинского мирового судьи В.С. Сахарова, находился в версте от города, в глубине небольшого парка, расположенного вдоль Московско-Петербургского шоссе. Окружающая природа с широкими, завораживающими глаз далями, с извилистой речкой Сестрой, с полями, чередующимися с холмами и перелесками, а также сознание того, что «никто не придет не помешает ни занятиям, ни чтению, ни прогулкам» способствовали интенсивности творчества.

В клинском доме в распоряжении Чайковского были две большие комнаты: кабинет-гостиная и спальня. «Мне дома очень хорошо, и заниматься я нигде не могу с такими удобствами, как здесь», писал он о своей жизни в Клину.

Дом продолжает жить, потому что в нем никогда не замолкает музыка. Продолжает звучать рояль Чайковского, с которым связана одна из традиций музея: дважды в году — в день рождения композитора. 7 мая, и в день памяти, б ноября, старый беккеровский рояль наполняет дом волшебными звуками. Лучшие музыканты почитают за честь принимать участие в музыкальных собраниях в клинском доме.

Дом П. И. Чайковского в Клину стал настоящей музыкальной Меккой. За сто лет существования его посетили миллионы людей со всех концов земли. Музыка Чайковского, его жизнь, сохранившийся дом великого мастера с его библиотекой, рукописями, вещами — все это продолжает волновать людей, быть для них необходимым и привлекательным.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

НЭБ

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ БИБЛИОТЕКА

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ БИБЛИОТЕКА

Наши партнеры

ЛитРес

Серп и молот

Полпред

стальные двери Тритон

Косметология

Рекламная компания - Happy Idea

Батутный центр- Клин

Клинский ТИР

Додо Пицца

Библиотеки Клина в соцсетях

Вконтакте Twitter Facebook Instagram mail.ru одноклассники google youtube telegram

Навигация

 

    Ltntr