Добро пожаловать на сайт МБУК "Клинская ЦБС"

Телефон для справок 8-925-268-90-22

 

 

Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

Данная форма не предназначена для приема обращений граждан в порядке Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и предоставляет возможность направить электронное сообщение в рамках реализации пилотного проекта по внедрению «Единого окна цифровой обратной связи». Ответ на сообщение будет направлен не позднее 8 рабочих дней после дня его регистрации, а по отдельным тематикам – в укороченные сроки.

 

Ослепленная светом, я лишь моргала, когда меня впихнули в дверь, которая тут же закрылась за мной… В подвале я провела больше недели, не зная, зачем я тут и почему. Того парня, который приносил мне еду, я каждый день спрашивала, что будет со мной. И каждый день он отвечал, что меня отпустят. Я верила. Со мной обращались неплохо, вполне вежливо, в чем я видела залог того, что им не нужна моя жизнь. Но вышла я из подвала лишь затем, чтобы очутиться в холодильнике морга… Вот и вся моя жизнь, такая короткая. Потому что сегодня я умру…
Частный сыщик Алексей Кисанов вынужден на этот раз вести следствие в экстремальных условиях, играя против времени, – он должен успеть спасти Кристину! Пока она еще жива…

 

Давно друзья веселые, простились мы со школою... Ну, не так уж давно, расстались со школой главные герои романа Александра и Сергея Литвиновых – всего каких-то десять лет назад. Они еще настолько молоды, что еще не пускают умилительную слезу по недавней юности – кажется, что вся жизнь впереди. Но не у всех. Одноклассницу главной героини задушили в собственной квартире.
Теперь о самой героине. Ее зовут Надя, она милая и домашняя девушка. Друг Нади, журналист Дмитрий, не ждет, что его подруга будет хватать звезды с небес. И вот Надя просит Диму, чтобы тот провел частное расследование – выяснил, кто и зачем убил одноклассницу Лену. Эта самая Лена в юности подавала большие надежды и должна была стать актрисой. Однако все сложилось иначе. Лена превратилась в обычную забулдыгу и, в конце концов, погибла. Главный подозреваемый, Степа – еще один одноклассник. Но он скрылся в неизвестном направлении, а Надя не верит, что Степа виновен. Тем более, что недавно, на вечере встречи выпускников, ничто не предвещало беды.
Дима нехотя берется выполнить поручение и постепенно узнает – его милая и домашняя Надя в юности была лихой барышней. Вместе с Леной и еще одной подругой, Ирой, они вели бурную жизнь и даже угодили в милицию, за угон чужого автомобиля. Короче говоря, в ходе расследования вскрывается немало обстоятельств, заставляющих Диму всерьез задумываться – кто же на самом деле его невеста?

 

 

Легкая, увлекательная, остроумная Керстин Гир и ее романы известны во всем мире! Наконец-то она появилась и у нас.

Что делать, если ты сплошное разочарование для близких, да и для себя тоже? Тебе тридцать, ты не замужем, твою работу все считают не серьезной, а родители просто ее стесняются. Герри, главная героиня романа, решает уйти из жизни. Но перед этим отправить всем близким и знакомым прощальные письма, где в смелых выражениях написать всю правду о них. Но! по случайной оплошности, ей не удается осуществить задуманное, и вот после этого, жизнь ее превращается в настоящий фейерверк...

 

Тихонов В.В.

Вячеслав Васильевич Тихонов (08.02.1928 — 04.12.2009), популярный русский киноактер, исполнитель острохарактерных и драматических ролей более чем в 50 фильмах и телесериалах. Обладатель почетных наград и званий: народного артиста СССР (1974), Героя Соц. Труда (1982), лауреата Ленинской премии за роль в фильме «Белый Бим Черное ухо» (1980), Гос. Премий РСФСР им. Братьев Васильевых за роль в фильме «Доживем до понедельника» (1970) и роль в телесериале «Семнадцать мгновений весны» (1976), Гос. Премии УССР за чтение текста в телефильме «Возрождение» (1980), премии ЛКСМ за роль в фильме «Фронт за линией фронта» (1979), премии «Ника» (2000) и др.
Трудно поверить, что такого титулованного и знаменитого теперь Вячеслава Тихонова не приняли во ВГИК. Но так оно и было. Не сумел вчерашний слесарь из подмосковного Павловского Посада продемонстрировать     актерские способности, да и «не показался» приемной комиссии своими внешними данными - тощий, длинноносый, очень стеснительный. Его спас профессор Борис Бибиков, который в готовом разреветься мальчишке угадал великого в будущем актера. Бибиков успокоил Вячеслава Тихонова и взял его в свою мастерскую на испытательный семестр. Просто девушек поступало много, а среди юношей был недобор. И вскоре мастерство педагогов, настойчивость и трудолюбие студента дали свои плоды и Тихонов пошел в гору. В 1950г. он окончил институт с отличием и получил работу в Театре-студии киноактера, где его коллегами и наставниками были Николай Крючков, Борис Андреев, Эраст Гарин.
Творческий путь ныне знаменитого актера был в общем удачным, но совсем не гладким. Тихонов часто сомневался, был не уверен в себе. Не раз, критически оценивая свою очередную работу, он решал, что в кино ему делать нечего. Так было с первым появлением на экране в фильме «Молодая гвардия» (1948). Но, перемучившись, он все-таки не оставил учебу.
По окончании ВГИКа молодого, очень красивого, лиричного актера часто снимали в ролях, не требующих особых находок. Это были чистенькие, несколько картинные герои в белых мундирах. Хотя отношение кинорежиссеров к молодому Тихонову было неоднозначным. Например, И. Пырьев, занимавший тогда должность директора «Мосфильма», никак не воспринимал его, а молодой режиссер Станислав Ростоцкий (они подружились еще студентами и сохранили дружбу на всю жизнь) буквально ухватился за Тихонова. Именно Ростоцкий предложил Вячеславу Тихонову неожиданную, острохарактерную роль, ставшую этапной в творчестве актера - это роль Матвея Морозова в картине «Дело было в Пенькове» (1958). Это фильм, который круто изменил жизнь многих людей. У режиссера Станислава Ростоцкого будут потом знаменитые фильмы «Доживем до понедельника», «Белый Бим Черное ухо», «А зори здесь тихие». Светлана Дружинина много позже прославиться как режиссер «Гардемаринов», Вячеслав Тихонов станет еще Штирлицем, князем Болконским, учителем Мельниковым, но страна его узнает и полюбит именно после роли Матвея Морозова из славной деревушки Пеньково.
Этот фильм особенно дорог и клинчанам. 50 лет назад съемки фильма проходили не в Саратове, где «парней так много холостых», а в чудесном уголке Подмосковья, в окрестностях Клина, в угодьях деревень Кленково, Опалево, Микинино, Воронино, Золино. Главной штаб-квартирой съемочной группы стала деревенька Кленково.
В сегодняшнем Кленкове уцелели улицы, на которых разворачивались события картины, некоторые дома и жители  - свидетели  и участники съемок. В 2002 году жительницы Кленково Пелагея Николаевна Холина, Анна Григорьевна Точилина, Клавдия Ивановна Ильина и Татьяна Тимофеевна Мартынова дали обширное интервью газете «Московский комсомолец», в котором вспомнили события полувековой давности.
В. Тихонов часто приезжал на места съемок.  Встречался с жителями, беседовал.  И всегда говорил, что «Дело было в Пенькове» - самый его любимый фильм».
В этом фильме Вячеслав Тихонов по-настоящему раскрылся, почувствовал свой потенциал. Он не только изменился внешне (ему просто «убирали» красоту), сел за трактор, научился играть на гармошке, но вошел во вкус творчества, прожил жизнь своего героя. Поэтому не случайно фильм получил приз Всесоюзного кинофестиваля. Это была живая, близкая актеру роль, ведь он и вырос-то в рабочей среде, учился в ремесленном училище, стоял у станка в годы войны.
Но самыми первыми и самыми преданными зрителями картины «Дело было в Пенькове» стали, конечно же жители деревень, где проходили съемки. О своих первых впечатлениях рассказала на страницах «МК» К.И. Ильина:
«По осени, кажется, артисты специально приехали, сказали, чтобы мы в готовности были. Фильм, дескать привезут, так что не прозевайте. А для нас и простое-то кино праздник. Раньше ведь как было? Раз в месяц привезут картину, в пустом сарае холстину натянут, все рассядутся как могут - глазеют. Правда, бесплатно было все это.
Так вот, в сарае, где у нас раньше скотину колхозную держали, мы вымели все, вычистили. Скамьи из жердей понабили. Мужики рубахи свежие нонадевали, бабы в платьях новых. ... Гостям - нормальные лавочки принесли из домов. Как фильм начался, мы аж обмерли. Надо же - деревня наша, вот она. Вон Витька Кузьмин, вон теть Маша, баба Нюра, там покос, околица. А когда песня зазвучала «Огней так много золотых на улицах Саратова», так бабы все заплакали, честно слово. И я тоже заревела. Чего реву, и сама не знаю. А только плачу, и на душе светло. Как кончилось кино, смотрю, а у гостей глаза тоже на мокром месте. У Дружининой, у Майи опять же. Так что очень нам картина понравилась».
Хотя этот фильм сельчане смотрели много раз, они до сих пор переживают за судьбу своего Матвея Морозова. По воспоминаниям Тихонов во время съемок этого фильма был худеньким, щуплым.
Деревенским жителям не очень казистым показался. А когда они его увидели в роли Штирлица, то сразу и не узнали. «...Плечистый такой, солидный. Деревенские все сразу забегали: мол, это ведь наш Матвей! Как будто он и в самом деле наш, кленковский».
Вячеслав Тихонов - один из самых красивых актеров отечественного кино. Но героев-любовников он не играл никогда, а только осторожно и деликатно приближался к большому чувству, будто опасаясь его.
Работы у В. Тихонова хватало всегда. Не все получалось. Так, например, четыре года напряженного труда над ролью князя Андрея Болконского (С. Бондарчук снимал «Войну и мир» в 1964-1967гг.) не дали желаемого результата. Неодобрение критиков - еще полбеды, но актер был сам недоволен своей работой. Тихонов мечтал об этой роли, перевернул горы литературы, тяжело вживался в образ и обстоятельства... После такой неудачи у него вновь созрело решение распрощаться с профессией.
Но рядом вовремя оказался друг С. Ростоцкий, который чутьем угадал новую работу для Тихонова - роль учителя истории Мельникова. В его картине по-новому была осмыслена школьная тема. Фильм «Доживем до понедельника» (1968) удался настолько, что Тихонову была присуждена Государственная премия.
За взлетом снова потянулась череда неприметных ролей. А потом настал звездный час: Т. Лиознова пригласила Вячеслава Тихонова на съемки фильма «Семнадцать мгновений весны» (1976).
По словам Лиозновой, все актеры на главные роли были утверждены ею без кинопроб. Однако по воспоминаниям самих участников съемок, все обстояло несколько иначе. Например, на роль Штирлица пробовались несколько актеровв, в том числе и И. Смоктуновский. Однако, в конце концов, мнения всего съемочного коллектива сошлись на одном кандидате – Вячеславе Тихонове.
Тихонов к тому времени уже был настоящим профессионалом, но в роли Исаева — Штирлица заиграли все грани его таланта. Жанр детектива сам по себе давал право надеяться на успех, однако такой триумф этого, одного из первых, телесериала могла обеспечить только великолепная работа его создателей. Сейчас этому фильму больше 30 лет, а интерес к нему не ослабевает. У Вячеслава Тихонова всегда был интерес к людям неординарным, способным вести сложную жизнь, рисковать, действовать порой на грани человеческих возможностей, для которых чувство долга - превыше всего. Не зря он так много играл военных - от простых солдат до генералов. Тихонову всегда было интересно создавать психологически тонкие образы, делать упор не на внешние эффекты (за редким исключением, он почти не прибегал к гриму), а на детальную разработку характера. Процесс перевоплощения, два плана в одной роли, игра в игре - этот материал был для Тихонова безумно интересен. Тихонов сумел показать не только мужество, профессионализм разведчика Исаева, но и сделать его очень «живым». Эта роль по праву считается коронной ролью Тихонова, за нее он в 1974г. получил звание народного артиста СССР, а в 1976г. - Государственную премию им. братьев Васильевых и множество других наград. Но сам Тихонов с присущей ему скромностью считает Леонида Броневого в роли Мюллера главной удачей этого фильма.
После такого головокружительного успеха Тихонов вполне мог бы и успокоиться, почивать на лаврах. Но актер требовательно, с сомнениями встречал новые предложения, тщательно выбирал то, что было ему ближе, - правду жизни.  Так появились роли  майора Млынского («Фронт без флангов», 1975), солдата Стрельцова («Они сражались за Родину», 1975) – роли значительные, отмеченные наградами, хорошо воспринятые зрителями.
В 1977г. С. Ростоцкий вновь пригласил Тихонова, для экранизации повести Троепольского «Белый Бим Черное ухо». На истории одной собачьей жизни было выстроено повествование о человеке, о любви к природе. Этот фильм не оставил равнодушными, никого из посмотревших его. В. Тихонову за роль Ивана Ивановича была присуждена Ленинская премия. А в 1982г, он стал Героем Социалистического Труда.
В 80-90гг. Вячеслав Васильевич снялся еще в нескольких картинах, среди которых «Европейская история»(1984), «ТАСС уполномочен заявить», «Бесы», «Убить дракона», «Утомленные солнцем», телефильм «Зал ожидания»(1998) и др., где ему достались не столь значительные роли. Хотя по словам самого Тихонова роль в сериале «Зал ожидания» стала для него продолжением фильма «Доживем до понедельника».
В 1998г. на экраны вышел фильм Сергея Урсуляка «Сочинение ко Дню Победы» - это трогательная трагикомедия о прошлом, настоящем и будущем. Геройский экипаж истребителя, три фронтовых друга, которых играют Михаил Ульянов, Олег Ефремов и Вячеслав Тихонов, не виделись 25 лет. Жизнь у них сложилась по разному: один убежденный коммунист, не пропускающий ни одного митинга, другой - преуспевающий зиц-председатель небедного «Фонда ветеранов», третий - эмигрант, на старости лет потерявший зрение и приехавший на родину, чтобы поучаствовать в Параде Победы. Они горячо спорят друг с другом о причинах бед и напастей дня сегодняшнего. Но когда один из них попадает в беду, его друзья готовы на все, чтобы спасти боевого товарища. В этом фильме В. Тихонов играл Слепого. Об этой роли он сказал: «...играть роль Слепого очень трудно, ведь недаром говорят: глаза - зеркало души».
Чем же подкупают нас его герои? Они живут среди нас и в то же время приподняты над действительностью. Они умны, интеллигентны, романтичны и порядочны. Большинство из них так симпатичны зрителю потому, что наделены в большей мере чертами, свойственными самому артисту. Конечно, много значит красота и обаяние, но есть в Тихонове и внутренняя теплота, которая проявляется во взгляде, и доброй, снисходительной улыбке в неторопливой речи и даже в молчании. Его экранные герои часто немногословны, потому что сам Тихонов не любит суеты и помпезности, предпочитает общение с природой, очень любит собак. Он считает: гораздо интереснее не то, что человек сказал, а то, о чем промолчал. Часто его герой в кадре молчит, но как! В эти минуты достигается точка накала страстей, полета мысли, постижения чего-то бесконечно важного. Это - момент истины. Кстати, не случайно сцена свидания в кафе полковника Исаева с женой - одна из лучших в сериале «Семнадцать мгновений весны». Этой сцены не было в сценарии, ее предложил Тихонов. Она придала его герою еще больше человечности и нравственной силы.
Сергей Бондарчук во время съемок фильма «Они сражались за Родину» однажды заметил, что в Тихонове есть «народное начало». Именно поэтому, в каком бы экранном образе он не представал -писателем или офицером, трактористом или учителем, - это наш всегда узнаваемый и любимый Тихонов. И поэтому не случайно в 2000 году он получил премию «Ника» в номинации «Достоинство и честь».

 

Давыдова К.Ю. (27.04.1905 - 12.09.1992), хореограф, преподователь хореографии, научный сотрудник Государственного Дома-музея П.И.Чайковского.

Многие клинчане хорошо помнят пышноволосую женщину, скромно и строго одетую, со значительным выражением лица, неожиданно сменяющемся приветливой улыбкой... Ксения Юрьевна Давыдова... внучатая племянница П.И Чайковского. Ее родословная невероятно интересна. Мать Ксении Юрьевны, Маргарита Николаевна Лопухина, была из рода Евдокии Лопухиной, жены ПетраI. Бабушка Александра Ильинична Чайковская - Давыдова, родная сестра гения мировой музыки, прадед - декабрист Василий Львович Давыдов, чьими кузенами были поэт - партизан Денис Давыдов и генерал Ермолов, а сводным братом - генерал Раевский. Прапрабабушка Ксении Юрьевны. Екатерина Давыдова, в девичестве Самойлова, была племянницей Потемкина - род был «богатый и древний», - писал Некрасов в поэме «Русские женщины», посвященной близкой родственнице Ксении Юрьевны - княгине Волконской, урожденной Раевской. Семья Давыдовых роднилась со многими древними и славными родами России.
Более полвека своей жизни, вплоть до самой кончины, Ксения Юрьевна Давыдова посвятила изучению жизни, творчества, пропаганде наследия своего гениального родственника Петра Ильича Чайковского.
«Впервые я соприкоснулась с миром Чайковского в Воткинске, - делилась воспоминаниями К.Ю. Давыдова, - поэтому Воткинск мне дорог по-особому. Мое посвящение в музейщики состоялось на родной земле гения в незабываемое время первых месяцев Великой Отечественной войны.
Война застала меня вдали от дома. Дороги эвакуации привели в Соликамск. Там узнала, что в Воткинск эвакуирован Клинский музей П.И. Чайковского, в котором работал мой отец Юрий Львович Давыдов, племянник композитора. Решила я перебраться к нему. С началом войны Воткинский музей П.И. Чайковского, открытый весной 1940 года, был «свернут», экспонаты снесены в небольшое помещение в левом крыле дома. Всю остальную часть дома занял госпиталь.
В городе размещались эвакуированные заводы, детские учреждения. Не до Клинского музея было...
В столь сложной ситуации высокую гражданственность и чуткость проявила заведующая гороно Анфиса Павловна Багимова, уступив комнаты, занимаемые ее учреждением. По ее примеру потеснилась редакция газеты «Ленинский путь».
Наш маленький коллектив поставил себе цель - как можно быстрее организовать работу музея..,»
С тех трудных военных лет судьба Ксении Юрьевны тесно переплелась с жизнью музея П.И. Чайковского.
В Ксении Юрьевне, как и во всей ее удивительной семье, жило целое созвездие дарований, она была примером профессиональной честности, трудолюбия, бескорыстия и самоуважения. Хореограф по профессии, она работала в музее во всех возможных качествах - от составителя библиографических карточек до заместителя директора по научной работе.
Много сил и времени отдавала Ксения Юрьевна просветительской работе, читала лекции, принимала участие в организации концертов, музейных «музыкальных сред». При заводском клубе она создала детский хореографический ансамбль. Ее воспитанники балетной группы выступали на детских утренниках, в госпиталях и перед рабочими предприятий.
16 ноября 1944 года сотрудники музея возвратились в Клин. Были привезены все ценности музея. А уже в 1945 году прошла сессия, посвященная любимому ученику Петра Ильича - Сергею Ивановичу Танееву. Ксения Юрьевна выступила с докладом, подготовила большую выставку о С.И. Танееве, занявшую несколько комнат музея. Появились и первые научные публикации К.Ю. Давыдовой.
Первая статья о рукописном архиве П.И. Чайковского была опубликована в 1947 году в США в сборнике статей под редакцией Д.Д. Шостаковича.
В ее руках была сосредоточена огромная переписка, в том числе и зарубежная, с многочисленной родней Чайковских, разбросанной по всему миру. Большой вклад внесла Ксения Юрьевна в многотомное издание писем великого композитора
За годы работы у Ксении Юрьевны установились тесные контакты с многочисленными исследователями творчества П.И. Чайковского.
Письма к ней шли со всех частей света. «Десятилетия моей жизни прошли для меня в стенах музея, и я благодарна ему. - говорила она - Он сделал мою жизнь насыщенной, богатой и полезной. Здесь я прикоснулась сердцем к жизни и искусству близкого мне по крови человека. Здесь познала радость творческого, научного поиска. Здесь услышала лучших музыкантов мира».
Есть люди - хранители бесценных духовных сокровищ. Ими они щедро одаривают своих современников, заставляя по-новому увидеть события, давно минувшие, и тех, чьи имена составляют национальную гордость страны. Ксения Давыдова - одна из них.

 

Белый А.

Андрей Белый [14(26).10.1880 – 08.01.1934] – прозаик, поэт, критик, литературовед, мемуарист; теоретик символизма и выразитель философско-эстетической культуры этого направления. 

Как многие современные русские писатели Андрей Белый прославился под псевдонимом, в конце концов, заменившим его наследственное имя даже в частной жизни. Настоящее его имя — Борис Николаевич Бугаев. Он родился в Москве в 1880 г. — в том же году, что и Блок. Отец Бориса, профессор Бугаев Николай Васильевич, был выдающимся математиком, корреспондентом Вейерштрасса и Пуанкаре, деканом факультета Московского университета. Сын унаследовал от него интерес к самым трудным для понимания математическим задачам. Мать, Александра Дмитриевна, была полной противоположностью мужу, она интересовалась искусством, была постоянной посетительницей консерватории, выставок, театральных премьер. Александра Дмитриевна развивала у сына увлечения музыкой и поэзией. Противоборство родителей в дальнейшем негативно сказалось на характере мальчика.
Жили Бугаевы в самом центре Москвы на Арбате. Летом Арбат пустел, вся профессура разъезжалась на дачи. Летние месяцы с 1882 по 1892 гг. Боря Бугаев проводил с родителями в усадьбе Танеевых в Демьянове. Детские впечатления об окрестностях Клина он впоследствии описал в мемуарах «На рубеже двух столетий»: «Очень уж хороши там окрестности: белоствольные рощи, медовые луга; очень уж прекрасны огромные пруды, подковой окаймлявшие два парка (старый и новый); в новом поражал рост гигантских столетних лип, ширина расчищенных аллей, пруд, окаймленный венком розовых кустов, великолепный луг перед танеевским огромным домом; в старом парке, сбегающем к пруду-озеру, в котором поймали осетра с кольцом и датой эпохи Годунова, все было хмуро, запущено. … К парку примыкало старое кладбище и церковь; и, конечно, «приведение» традиционно бродило лунной ночью в аллеях».
Значение Демьянова в становлении личности поэта несомненно. Недаром он возвращался сюда снова и снова (в 1910, 1913, 1916, 1917гг.).
Учиться Бориса определили в лучшую московскую частную гимназию Л.И. Поливанова.  Гимназические годы Бори Бугаева – это чтение Бокля, Шопенгауэра, древней индийской мудрости. Это первые пробы пера и начало своего «символизма»: книжную смесь, которую вбирал его восприимчивый к знаниям ум, он пытался проповедовать гимназистам. В 1896г. Борис сближается с соседями по дому на Арбате – семьей Михаила Сергеевича Соловьева. Они и придумали Б. Бугаеву в 1901 году знаменитый псевдоним. В поэме «Первое свидание» Белый изобразил семейство Соловьевых.
Начало века для Б. Бугаева – время студенчества. С 1899  по 1903гг.  он учится на естественном отделении физико-математического факультета Московского университета. Но это и время литературных дебютов, время мистической восторженности и знакомства со стихами Александра Блока. Время, когда появляются единомышленники.
Наконец, это начало серьезного творчества. Первые опубликованные произведения Белого – попытки написать прозаическое произведение по законам музыкальных произведений. Отсюда их жанр – «Симфонии».
Первый год нового столетия - 1901  – важнейший год в духовном формировании Андрея Белого. Он интенсивно переживает предвестия «несказанного», испытывает глубокую мистическую любовь к М.К. Морозовой, пишет «Симфонию (2-ю, драматическую)», ставшую его литературным дебютом. Этот год  становится началом новой биографии Андрея Белого, началом признания его литературного дарования. «Вторая симфония» вышла из печати в 1902г. Критика ее встретила в штыки. И лишь одна рецензия прозвучала с родственным пониманием. Автором ее был А. Блок. Их судьбы сойдутся и разойдутся не раз.
Осенью 1903 года вокруг А. Белого оформляется объединение «аргонавтов» - кружок близких к символистам мистически настроенных молодых людей. «Аргонавтические» настроения характерны для сборника стихов «Золото в лазури» (1904).
С 1904 г. у Белого начинается период переоценки юношеских идеалов: иссякают надежды на «мистериальную» любовь, на духовный союз «посвященных» (в частности, завязавшаяся на почве общих настроений  и творческих устремлений дружба с Блоком перерастает в продолжительный острый конфликт).  Наиболее значительный итог творчества Белого этого периода – книга стихов «Пепел» (1909), посвященная памяти Н.А. Некрасова. В том же 1909г. выходит книга «Урна», отразившая безысходные переживания автора, порожденные его неразделенной любовью к Л.Д. Блок-Менделеевой.
Первым опытом приобщения Белого к «традиционной» повествовательной форме стал роман «Серебряный голубь» (1910). В годы зарубежной поездки он создает свой лучший роман «Петербург».
Стихотворения 1909-1911гг., собранные в книге «Королевна и рыцари», отразили перемену в мироощущениях Белого от пессимизма и отчаяния к исканию нового «пути жизни». Этому духовному перелому способствовало сближение с художницей Анной Алексеевной (Асей) Тургеневой (в 1910г. она становится фактически женой Белого, гражданский брак зарегистрирован в Берне в марте 1914г.). Вместе с ней поэт посещает Италию, Африку, Ближний Восток. В 1912 г. он увлекается философией Штайнера, следует за ним по Европе, а с 1914г. живет в Швейцарии.
В августе 1916г. Андрей Белый один возвращается в Россию в связи с призывом его на военную службу.  Неожиданно он получает отсрочку на три месяца. По утверждению литературоведа С.С. Лесневского, в сентябре Белый живет у матери в Демьянове, позднее – в Петербурге, Москве, Сергиевом Посаде у друзей. В это время он сближается с Клавдией Николаевной Васильевой, будущей музой, верным помощником и другом.
Революцию Белый воспринимает как животворящую стихийную силу, предвещающую новую судьбу России. С 1918г. Андрей Белый участвует в работе новых советских учреждений, становится одним из зачинателей ряда культурных инициатив. Однако разочаровавшийся в методах большевистского правительства, с 1919г. поэт предпринимает ряд попыток выехать за границу. При этом первые пореволюционные годы – один из наиболее активных периодов творческой деятельности А. Белого: он постоянно выступает с лекциями, ведет интенсивную культурно-организационную работу, много пишет. Выехав в октябре 1921г. из Москвы за границу, поэт обосновался в Берлине. Восстановить отношения с женой Асей Тургеневой ему не удалось. Личная драма чуть не губит его. Зарубежная литературная эмиграция отвергает. Понимание своих творческих новаций Белый находит только у М. Горького и А. Толстого. Его боль и душевное смятение пыталась разделить Марина Цветаева. Она находит для Белого комнату в Праге, добивается небольшого пособия. Спасти Андрея Белого пытаются и московские друзья. Из духовного тупика, нервного срыва его выводит К.Н. Васильева. Она приезжает в Берлин, и в октябре 1923г. они вместе возвращаются в Москву. В марте 1925г. они поселяются в подмосковном Кучино. Кучинский период, с 1925 по 1931гг., в жизни А. Белого самый плодотворный, издаются его романы «Москва», «Крещеный китаец», литературные исследования и мемуары.
В июле 1933г., отдыхая в Коктебеле, Белый внезапно заболел; вызванные солнечным перегреванием (согласно врачебному диагнозу) сильные головные боли прогрессировали. В конце декабря 1933г. Белый был помещен в клинику, где скончался после инсульта  8 января 1934г.

 

Есть на свете детские книжки, герои которых остаются любимыми на протяжении всей жизни. И среди них, конечно же, Чиполлино и Джельсомино, кум Тыква и  Кошка-хромоножка и многие другие литературные дети итальянского сказочника Джанни Родари. Всю неделю в детской библиотеке №2 отмечали его 90-летие. На литературных праздниках, посвященных этому событию, дети участвовали в веселых конкурсах, отвечали на вопросы викторин, отгадывали загадки и с большим удовольствием смотрели любимый мультфильм «Приключение Чиполлино».

 

11 ноября в 15.00 в Центральной районной библиотеке состоится литературный вечер «Одинокий ангел Серебряного века», посвященный 130-летию со дня рождения Андрея Белого. В программе вечера:
1. Обзор информационных ресурсов по творчеству Андрея Белого.
2. Блок и Белый: история творческих взаимоотношений.
3. Музы Андрея Белого.
4. А. Белый и М. Горький.
5. Кучинский остров А. Белого.
Стихи Андрея Белого читают Клинские поэты.

Приглашаются все желающие.

 


С момента принятия закона «О защите прав потребителей»  прошло почти двадцать лет. За это время созданы различные организации, защищающие потребительские права. Появились юристы, экономисты, журналисты, которые специально занимаются защитой  прав потребителей. Российские граждане стали гораздо лучше ориентироваться в потребительском законодательстве. Публичный Центр правовой информации Центральной районной библиотеки много внимания уделяет популяризации закона «О защите прав потребителей».
В рамках недели защиты прав потребителя 26 октября в Центральной районной библиотеке состоялась деловая игра «Я – потребитель».
Две команды из ПУ-51 соревновались между собой в знании закона «О защите прав потребителей». Студенты отвечали на каверзные вопросы, придумывали рекламные сюжеты, участвовали в различных конкурсах.
Учащиеся показали отличное знание основных положений закона «О защите прав потребителей». А самые грамотные потребители были награждены книгой «Мои права: справочник выпускника и абитуриента».

 


В детской библиотеке №2 вышел рекомендательный указатель литературы «Черпая мужество из книг». В него вошли произведения художественной и документальной прозы классиков и современников, отечественных и зарубежных авторов. В указателе собраны книги о сильных и мужественных людях, взрослых и детях, преодолевших тяжкий недуг или научившихся достойно жить с неизлечимой болезнью. Книги – лекарства от собственного бессилия, отчаянья и малодушия «людей  с ограниченными возможностями». От эгоизма и черствости здоровых.
Указатель составлен на основе фонда детской библиотеки №2.

 

Усагин И.Ф.

Иван Филиппович Усагин (1855 – 1919),  известный русский ученый-механик родился 7 сентября (по новому стилю) 1855 года в д. Рыковой (ныне Тархово) Клинского уезда в крестьянской семье  Давыдовых,  по- деревенскому Крошечкиных. Метрическая запись в церкви села Тархово гласит: « В первой части (о родившихся) означенной Воскресенской села Тархово церкви за 1855 год значится : месяца августа 25 дня родился крещен 26 дня Иван. Родители его деревни Рыковой крестьянка Ксения Михайлова, оставшаяся беременною после смерти мужа Филиппа Михайлова».

Когда Ивану исполнилось десять лет, его мать вышла замуж за Якова Афанасьевича Усагина, проживавшего в селе Петровское. В Петровском Ваня стал учиться в церковно-приходской школе.  
Я.А. Усагин имел в Москве собственную лавку  у Рогожской заставы и торговал фуражом и бакалеей.
По требованию отчима в 1865 году Иван  Усагин переехал в Москву. Он помогал отчиму по части торговли, выполняя обязанности приказчика (продавца).
Иван жадно тянулся к знаниям, тайком от своего «благодетеля»  читал по складам малопонятные ему научные книги, которыми снабжал его пожилой крестьянин по прозвищу «астроном». Однажды он принес Ване старый учебник физики. Эта книга захватила его.  
На скудные средства Иван приобрел учебник физики известного  ученого-физика Николая  Алексеевича Любимова (1830-1897),   профессора  Московского университета. В подвале под лавкой Ваня устроил «физический кабинет» для  занятий разными опытами с электрическими машинами, гальваническими элементами и т.д.  Отчим выследил  приемного сына и уничтожил  любовно созданную  им лабораторию.
«Астроном» предложил Ивану обратиться за помощью к профессору Любимову, книгу которого он так прилежно и настойчиво изучал. В декабре 1874 году Ваня  написал А.Н.Любимову полное горечи письмо. В нем говорилось о горячем желании изучать физику, о том, что жизнь мешает осуществить эти стремления,  о том, что бедность мешает  выйти на дорогу науки. Через два дня он получил ответ. Н.А. Любимов назначил ему время для встречи.
В назначенный день и час к профессору явился высокий широкоплечий юноша с густой волнистой шевелюрой и ясными добрыми глазами. После разговора с Иваном  профессор убедился  в серьёзности его намерений. Он решил определить его сначала учеником в университетские мастерские, где  тот  мог бы ближе соприкасаться с физическими приборами, а затем перевести в свою лабораторию для обучения постановке опытов и демонстраций. Отчим категорически отказался отпустить  Ивана.
Любимов был вынужден явиться перед хозяином лавки в сверкающем мундире действительного статского советника, украшенном орденами. Это сломило отчима,  и он отпустил  мальчика на работу в университетские мастерские. Радостный Иван Усагин простился с Яковом Афанасьевичем  и со скромными пожитками переехал в семью университетского архивариуса Ларионова, где за пятнадцать рублей в месяц, аккуратно вносимых отзывчивым профессором, получал квартиру и стол.
Николай Алексеевич лично  несколько месяцев  обучал Ивана арифметике, алгебре, геометрии, правописанию и грамматике, поддерживал его материально.
В 1882 году И. Ф. Усагин уже занимал должность университетского механика. К этому времени он был уже опытным лаборантом, успешно готовившим опыты и демонстрации к лекциям по физике. В этом же году кафедру физики в университете  возглавил  Aлександр  Григорьевич Столетов.
В лице И. Ф. Усагина Столетов нашёл опытного, инициативного, увлекающегося работой помощника. Технику лекционных демонстраций и опытов ученый-самородок и блестящий экспериментатор  довёл до такого высокого уровня, что они представляли не менее интересную часть занятий по физике, чем собственно лекции А.Г.Столетова, Н.А.Лебедева и других выдающихся профессоров. Причем немало демонстрационных приборов механик сделал собственными руками.
В 1882 году в Москве проходила Всероссийская промышленно-художественная выставка, демонстрировавшая успехи русской науки и техники. Крупнейшие учёные и техники участвовали в её организации. Среди экспонатов выставки  был представлен  построенный И. Ф Усагиным трансформатор. Это была индукционная катушка оригинальной конструкции, позволяющая включать в цепь несколько источников света. За это устройство автор  был отмечен  дипломом II степени, равноценным серебряной медали. От имени жюри диплом был подписан профессором К.А. Тимирязевым: "За успешные опыты электрического освещения через посредство отдельной индукции и в поощрение дальнейшей разработки этого метода".
Иван Филиппович не имел средств на то, чтобы запатентовать свое изобретение за границей, поэтому  честь изобретения трансформатора приписывается иностранным инженерам.
Спустя 15 лет после Московской промышленно-художественной выставки 27 октября 1897 года Московское общество любителей естествознания, антропологии и этнографии присудило И. Ф. Усагину премию имени В. П. Мошнина "За открытие трансформации токов". Это было запоздалое признание заслуг И. Ф. Усагина  как основоположника практики трансформирования токов.
Талантливому механику  Усагину принадлежит и ряд других изобретений.  Ему удалось усовершенствовать ртутный насос Шпренгеля; А. Г. Столетов пользовался насосом Усагина в своих  исследованиях.
В 1915 году механик-изобретатель  усовершенствовал  молекулярный насос Геде, создав конструкцию с большей производительностью, чем распространённые до войны немецкие насосы этой системы.
Изобретательский талант Усагина  был отдан также  исследованию катодных лучей, построению электрического выпрямителя тока, конструированию специального фотографического аппарата для фотографирования солнечного затмения.
Особенно значительными являются произведённые им работы по цветной фотографии, исследования фосфоресценции газов при электрических разрядах.
В 1897-1899 гг. вышли в свет труды французского учёного  Липпманна по цветной фотографии, Иван Филиппович чрезвычайно заинтересовался этой научной темой. Используя  метод Липпманна, он выполнил много  высокохудожественных снимков, в том числе снимков спектров. Француз  признал  совершенно исключительные достоинства снимков  и с разрешения Усагина демонстрировал их на докладе Международному конгрессу в 1900 году.  
С 1893 года Иван Филиппович стал работать с ученым-физиком Николаем Алексеевичем Умовым. В 1899 году благодаря настойчивому ходатайству Умова за заслуги перед наукой И.Ф. Усагину было присвоено личное звание Почетного гражданина.
К.П. Яковлев писал : «Сочетание природного таланта, золотых рук, прекрасного знания лабораторной техники с большой любовью к своему делу, с желанием непрерывно совершенствовать свое мастерство, с ежедневной работой в этом направлении сделало Ивана
Филипповича таким, каким мы его знали, - выдающимся демонстратором самых разнообразных физических опытов.
Во время Первой мировой войны (1914 – 1918) И.Ф. Усагин работал на оборону страны. Под его руководством было изготовлено несколько тысяч позывных прерывателей («зуммеров») для военно-полевых телефонов.
В 1915 году благодаря  настойчивым ходатайствам  ученых  Московского университета и  министра просвещения царь «высочайше» утвердил И.Ф. Усагина старшим ассистентом на кафедре физики. Несмотря на то, что на эту должность назначали лиц с университетским образованием.
В 1917 году 62-летний Усагин радостно встретил Октябрьскую революцию, вступил в партию большевиков и  немало сделал для того, чтобы наука была доступна трудящимся, таким же выходцам из народа, каким был он сам.
В перерывах занятий в университете Иван Филиппович проживал  в Петровском, где занимался организацией кооперации на селе. Дом Усагина превратился в место собраний и заседаний. Петровское сельское потребительское общество длительное время называлось «Усагинское общество».
Летом 1918 года И.Ф. Усагин передал Петровскому волостному комитету партии свой дом для культурно-просветительной работы с петровскими крестьянами. Позднее в доме Усагина размещались изба-читальня и клуб. В 1955 году по постановлению Мособлисполкома дом отреставрировали, на нем была установлена мемориальная доска.
Осенью 1918 года Иван Филиппович возвратился в Москву. Он был полон сил и энергии и с радостью  откликнулся на предложение Народного Комиссариата Просвещения заняться организацией при Политехническом музее специального физического кабинета для повышения квалификации учителей. Не отрываясь от университетской работы и начатых исследований, он энергично занялся  созданием этого кабинета.
Но внезапно его свалил сыпной тиф. 26 февраля 1919 года  И.Ф. Усагина не стало. Тело Усагина было доставлено из Москвы в Петровское. Жители Петровского и окрестных сел  молча шли за его гробом  до Петровского кладбища.
7 сентября 1955 года общественность страны отметила 100-летие со дня рождения И.Ф. Усагина.  В селе Петровском состоялось торжественное собрание, на котором присутствовала делегация Московского университета во главе с профессором А.Б. Млодзеевским, много лет работавшим с Усагиным.
В 1958 году в селе Петровском был открыт  бронзовый  бюст знаменитого русского механика,  разбит березовый парк. Памятник был сооружен с помощью студентов и преподавателей Московского университета.

 

 

19 октября в детской библиотеке №2 прошла беседа «Профессия мужественных», посвященная  пожарным. Дети узнали о создании первых пожарных команд в России, посмотрели слайды с фотографиями пожарных  начала XX века. Ребятам рассказали, какими качествами нужно обладать, чтобы посвятить себя спасению жизни других людей. Подробно ознакомились с формой и снаряжением современного огнеборца, а так же  с правилами поведения во время пожара.  С удовольствием отгадали загадки об огне,  посмотрели фильм о чрезвычайных ситуациях и познакомились с книгами на выставке «Огонь – друг! Огонь – враг!»

 

 

 

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

рейтинг организации

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ БИБЛИОТЕКА

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ БИБЛИОТЕКА

Наши партнеры

ЛитРес

Чайная роза

Библиотеки Клина в соцсетях

Вконтакте mail.ru одноклассники google youtube telegram

Навигация

 

    Ltntr