Любой человек узнает первые торжественные аккорды этого концерта. Они давно уже стали чем-то вроде личного автографа Чайковского. Но сначала это было не так. Концерт не поняли и не приняли. Почему? Об истории создания, о его судьбе рассказала читателям Центральной городской библиотеки 25 февраля Ада Айнбиндер – кандидат искусствоведения, музыковед, музыкальный критик. Это вторая лекция из её авторского цикла «П. И. Чайковский. Избранное», к 185-летию со дня рождения композитора.
Первый концерт для фортепиано с оркестром Петр Ильич Чайковский написал в 1875 году. И показал свой новый опус Николаю Рубинштейну – лучшему московскому пианисту, основателю и директору Московской консерватории, покровителю и другу Чайковского, очень много сделавшему для его карьеры. У Чайковского не было сомнений в том, что именно Рубинштейн представит его новое сочинение русской публике, и собирался посвятить ему, как первому исполнителю, свой концерт. Для него было полной неожиданностью то, насколько враждебной оказалась реакция Рубинштейна.
Трудно сказать, чем была вызвана эта отповедь Рубинштейна, тем более, что очень скоро он полностью изменил свое отношение к концерту и не раз выступал с ним в России и Европе. Чайковскому пришлось искать другого пианиста с хорошей репутацией и выдающимися техническими данными. Премьера концерта состоялась в США (Бостон), первым исполнителем его стал ученик Ференца Листа, известный немецкий пианист и дирижер Ганс фон Бюлов. Ему Чайковский и посвятил свое сочинение.
Так что же, концерт для фортепиано с оркестром № 1 – это радость или трагедия? Рассказав историю этого сочинения, Ада Григорьевна предложила читателям сделать свой вывод.