Заслуженный летчик-испытатель СССР (1979), Герой Советского Союза (1982), полковник Стогов Николай Ильич родился 2 мая 1934 года в деревне Сметанино Клинского района Московской области в семье крестьянина.
Николай рано потерял родителей: мама умерла, когда он был ещё совсем маленький, отец – Илья Дмитриевич - погиб в 1941 году под Москвой. Воспитанием мальчика занималась бабушка – С. П. Стогова. Когда здоровье бабушки резко ухудшилось, мальчика взяли к себе родители матери - Дмитрий Никифорович и Мария Васильевна. Еще учась в 6 классе, Коля сильно увлёкся техническими науками. Строил модели самолётов, сделал собственными руками «аэродром», на котором «базировались» самодельные истребители, бомбардировщики и штурмовики. Очень любил смотреть кинофильмы о лётчиках: «Небесный тихоход», «Беспокойное хозяйство», «Валерий Чкалов» и другие.
Мальчик мечтал стать лётчиком и не раз слышал о том, что пилот должен быть грамотным, мужественным, физически сильным и выносливым. Занятия спортом вошли в его распорядок дня. А ещё дед его, Дмитрий Никифорович, с детства приучал внука к труду: рубить дрова, носить воду и работать на огороде.
Однажды, на побывку в деревню Сметанино приехал Колин дядя – военный хирург Н. Д. Стогов. Он предложил мальчику переехать жить к нему. С 1949 года Коля жил в посёлке Хоста (в черте города Сочи) Краснодарского края. Дядя оказался человеком эрудированным и добрым, он поддержал стремление племянника стать лётчиком. В 1952 году Николай Стогов окончил 10 классов и поступил в авиационное училище.
В 1954 году Стогов окончил 8-ю ВАШПОЛ (город Павлоград Днепропетровской области), в 1957 году - Чугуевское ВАУЛ. Служил в строевых частях Военно-Воздушных Сил (Прикарпатский военный округ).
С 1961 по 1967 годы Николай заочно учился в Московском авиационном институте.
С ноября 1964 года - лётчик-испытатель в ГК НИИ ВВС (1 Управление, СЛИ ИА).
В 1965 году почти одновременно пришли в ГК НИИ трое молодых летчиков, мечтавших стать испытателями. Они были разными и внешне, и по характеру. Среднего роста, неширокий, но очень ладный, молчаливый и сдержанный Николай Стогов, богатырского сложения, улыбчивый и добродушный Виталий Жуков и чуть уступающий ему в стати, но тоже высокий и крепкий, удивительно компанейский и остроумный, покоритель женских сердец Санька Кузнецов – они как-то очень быстро «зацепились» друг за друга и крепко подружились.
Чуть позднее к этой троице хорошо прилепился еще один славный парень – Николай Рухлядко.
Первым погиб Жуков – на малой высоте при выполнении тренировочного воздушного боя на МиГ-23 сорвался в штопор, катапультировался, но не хватило высоты для раскрытия парашюта. Вторым – Кузнецов, ему перебило ноги при катапультировании из потерявшего управление МиГ-25. Третьим ушел Рухлядко – не смог покинуть горящий Су-24.
На Стогова сильно подействовала гибель друзей. Как-то он промолвил, что теперь и его черед… «Но я обязательно выкручусь, Боря, - говорил он своему другу Борису Антоновичу Орлову, - ни секундочки не буду сидеть в самолете, если случится что-то серьезное».
В 1971 году Стогов с группой летчиков во главе с полковником Александром Саввичем Бежевцом, одним из ведущих летчиков-испытателей МиГ-25, полетел в Египет, чтобы испытать МиГ-25Р в реальной боевой обстановке над территорией Израиля. Николай выполнил восемь боевых вылетов на разведку, получил египетский орден, но никогда его не носил.
В 1974-1978 годах Стогов - начальник Службы Лётных Испытаний Истребительной Авиации, с 1978 года - заместитель начальника 1-го Управления по лётной работе.
Николай Ильич провёл государственные испытания сверхзвукового перехватчика Су-15бис (1973), сверхзвуковых боевых самолетов МиГ-23, МиГ-27, МиГ-31 (1979); исследования манёвренности МиГ-21 на околонулевых скоростях. Участвовал в государственных испытаниях МиГ-25Р, Су-17 и других истребителей.
Борис Антонович Орлов, Герой Советского Союза (1974), заслуженный летчик-испытатель СССР (1979), мастер спорта СССР международного класса (1973), старший лейтенант запаса вспоминал: «Николай оказался интересным человеком, очень начитанным, с четкой, принципиальной позицией по многим вопросам, может быть, даже несколько упрямым. Лётчик он был замечательный, настоящий испытатель, хладнокровный, расчетливый. Всегда точно выполнял задание, «привозил» хорошие, ценные материалы испытаний и, что очень важно, был исключительно надежным: когда он летал, то все на земле знали, что полет будет выполнен аккуратно и грамотно, при каком-либо отказе летчик примет быстрое и правильное решение, если погода резко ухудшится, то Стогов приземлится хоть в тумане. Я летал с Николаем на МиГ-31, когда он выполнял свой первый полет на этой непростой машине, и помню, как он уверенно и четко пилотировал новый для себя самолет, как будто летал на нем не в первый раз. На первый взгляд несколько суховатый, очень сдержанный, далекий от сантиментов, на самом деле Николай был мягким, деликатным человеком: я не помню случая, когда бы он на повышенных тонах распекал нерадивого, никогда не слышал от него бранного слова даже в обстановке, когда у многих развязываются языки. Строгий к себе, он не был так строг к подчиненным, и мне казалось, что это как-то мешает ему проявить себя в качестве командира, но вскоре я увидел, что его не просто уважают, а и любят, и это помогает Стогову выполнять непростые командирские обязанности среди знающих себе цену летчиков-испытателей».
За мужество и героизм, проявленные при испытании и освоении новой военной техники Николаю Ильичу Стогову 16 февраля 1982 года было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.
А через два месяца, 28 апреля 1982 года Герой Советского Союза Стогов погиб при выполнении испытательного полета на МиГ-27.
Б.А. Орлов вспоминал: «28 апреля 1982 года Стогов выполнял несложное задание – облет КЗА на МиГ-27. На высоте 6000 метров на дозвуковой скорости сделал несколько пологих наборов высоты и таких же снижений и вдруг пошел к земле, не сказав ни слова по рации. Самолет постепенно увеличивал угол пикирования и скорость, но летчик не вмешивался в управление почти до земли. Сохранившиеся записи КЗА показали, что перед самым ударом Николай полностью взял ручку управления на себя, но было уже поздно – через мгновение самолет на скорости около 900 км/час врезался в землю…
Точную причину катастрофы установить не удалось, ясно было только то, что летчик какое-то время не мог управлять самолетом – то ли полностью был без сознания, то ли в какой прострации. Здоровьем Николай обладал исключительным, даже в госпитале, где он проходил комиссию, как-то вывесили лозунг: «Летчики! Берите пример с полковника Стогова, учитесь у него поддерживать свое здоровье!», так что даже при нарушении подачи кислорода на этой высоте он должен был сохранить работоспособность. Бывает так, что поневоле поверишь в судьбу, в предопределение».
Похоронен Николай Ильич Стогов на мемориале «Крыло Икара» в городе Ахтубинске.
Награжден также орденом Ленина, Красного Знамени, 4-мя орденами Красной Звезды, медалями.
Его именем названа улица в Ахтубинске.