Добро пожаловать на сайт МБУК "Клинская ЦБС"

Телефон для справок 8-925-268-90-22

 

 

Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

Данная форма не предназначена для приема обращений граждан в порядке Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и предоставляет возможность направить электронное сообщение в рамках реализации пилотного проекта по внедрению «Единого окна цифровой обратной связи». Ответ на сообщение будет направлен не позднее 8 рабочих дней после дня его регистрации, а по отдельным тематикам – в укороченные сроки.

Прудкин М.И.

 

Прудкин М.И.

Наверное, есть люди, рожденные для театра. Марк Исаакович Прудкин из их числа. Год его рождения совпал с годом рождения Московского Художественного театра, с которым, была связана его жизнь. Сам Марк Исаакович придавал большой смысл этому совпадению дат и считал этот знак указанием судьбы. 75 лет верой и правдой служил артист любимому Художественному театру!

Марк Исаакович Прудкин родился 14 сентября 1898 года в Клину. В нашем городе прошли детство и юность будущего актера. Из воспоминаний М. Прудкина: «Надо сказать, что у меня в Клинском крае глубокие корни: и дед мой, и отец - исконные жители Клина, оба занимались портняжным делом, обшивали, почитай, весь город, да и крестьяне близлежащих деревень охотно несли заказы: брали портные за работу недорого да и шили подчас в рассрочку. Жизнь портного со стороны кое-кому казалась материально приличной. Я же помню другое: как меня мальчишкой отец то и дело посылал с запиской к знакомым горожанам - одолжить пятерку или десятку, чтобы можно было с большой семьей протянуть до ближайшего заработка.
И помню вот еще какой курьез: однажды в детстве, наслышавшись о заграничном миллионере в особо трудный для семьи момент наивно предложил отцу: а не написать ли Ротшильду письмецо - пусть пришлет немного денег от своих-то миллионов! Отец, разумеется, улыбнулся моей дерзкой фантазии. А из долгов не вылезали».
Семья Прудкиных жила на Поповской (ныне Красной) улице в деревянном доме, который не сохранился, сгорел. Раньше на этой улице были только деревянные дома. По вечерам было слышно, как в деревне Праслово возвращаются домой коровы. Мальчишкой Марк бегал в деревню и пил парное молоко «прямо из-под коровы».
В воспоминаниях Марка Исааковича наш город предстает тихим провинциальным городком начала 20-го века, сейчас таким наш город можно представить только по фотографиям.
Из воспоминаний: «Клин начала века был грязным городишком - лужи, бездорожье. Но весной и ранним летом город преображался. Распускались цветы и деревья, было очень много зелени. По городу ездили извозчики, и первая машина была в диковинку. Остановиться она возле аптеки напротив торговых рядов и бегут мальчишки гурьбой посмотреть это чудо техники». Помнит Марк Исаакович и первый керосиновый фонарь, который поставили между Соборной площадью и Поповской улицей. По вечерам приезжали пожарные зажигать его, а ребятня кружилась вокруг фонаря почти всю ночь. Водили хороводы и пели песни, как у новогодней елки. Очень часто М. Прудкин вспоминал и Троицкий Собор и Соборную площадь (сейчас Советская): «В дни поста колокола звонили торжественно, печально, а в Троицу, наоборот заливались на разные голоса. На Троицу разрешали звонить всем, кому не лень. И я с приятелями не раз взбирался на колокольню. Троица в Клину отмечалась особенно весело. На Соборной площади выставлялись палатки с угощениями, подарками. Этот праздник всегда все ожидали с нетерпением».
Но с особой теплотой М.И. Прудкин вспоминал о своей учебе в клинском реальном училище, которое находилось на Купеческой улице (сейчас Ленина). А первым его учителем-наставником был зубной врач Борис Аронович Пузрин, который подготовил совсем юного Прудкина к поступлению в реальное училище. Благодаря его помощи, Марк успешно сдал вступительные экзамены. Часто вспоминал М. Прудкин свою юношескую любовь и непростые отношения с товарищем - соперником. Его избранница уделяла внимание обоим юношам. Помнит артист и преподавателя физики Витольда Игнатьевича. Кроме физики Витольд Игнатьевич преподавал и слесарное дело. И если у Прудкина ничего не получалось, то он говорил: «Молодой человек! Не знаю, что из вас получится». Впоследствии, когда Прудкин станет известным артистом, а Витольд Игнатьевич доцентом в одном из вузов, доктором физико-математических наук, бывший учитель напишет письмо своему бывшему ученику, напоминая далекие события.
Первая роль будущего артиста была сыграна в 1913 году в 15 лет на сцене реального училища - роль воина в пьесе «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). Но примерно в это же время случился и первый провал. Вот как об этом вспоминал М. Прудкин: «...читал я «Клеветникам России» Пушкина, но на середине все забыл и убежал домой, считая, что моя театральная карьера кончена». Но через два года в реальном училище решили поставить пьесу А.Н. Островского «Бедность - не порок». Из шести кандидатов на роль Любима Торцова выбрали Марка. По словам одного из преподавателей училища, сказанным родителям Марка: «В этом спектакле все играли как дети, а ваш сын играл как артист!»
После этого спектакля, когда ему много аплодировали, будущий артист не мог долго успокоиться. Из воспоминаний: «Никогда не забуду первые ощущения после спектакля. Отыграв свои роли, мои товарищи вовсе забыли о спектакле, сразу вернулись к обычным учебным будням. А я был потрясен, у меня осталось такое чувство, словно я что-то потерял, и думал: неужели это в жизни больше не повторится?»
А потом был спектакль «Снегурочка», где Марк играл роль Мизгиря. В этой постановке была использована музыка П.И. Чайковского. На премьеру пригласили Модеста Ильича Чайковского, который после спектакля сказал Марку: «У Вас есть сценические способности».
В то время в Клину был кружок драматического искусства, который возглавлял Владимир Иванович Рубцов. Марк Прудкин вошел в этот кружок, где ставились спектакли «Сильные и слабые», «На дне», «Безработные». Сбор от спектакля «Безработные» пошел в фонд помощи безработным, сборы от других спектаклей шли в фонд нуждающихся учеников.
Учащиеся реального училища, в том числе и Марк Прудкин, были одержимы настоящим театром, рвались в Москву на спектакли, но попасть туда было проблематично. По совету М.И. Чайковского ребята написали письмо Константину Сергеевичу Станиславскому. Эта удивительная реликвия 1915 года хранится в музее Московского Художественного Академического театра им. Горького. В письме ученики реального училища города Клина просят Константина Сергеевича Станиславского предоставить «в течение Масленой недели недорогие билеты на «Синюю птицу» и «Горе от ума», по пяти билетов на каждую пьесу». Вторая подпись под письмом - М. Прудкин. Из воспоминаний: «И представьте себе, Станиславский нашел время, откликнулся на просьбу неизвестных ему мальчишек. Годы спустя наше письмо обнаружили в архиве Станиславского с его резолюцией: «Прошу ответить и исполнить».
И с тех пор начался роман с Художественным театром Марка Исааковича Прудкина. По воспоминаниям племянника Прудкина Виктора Синельникова, одним из первых ценителей таланта Марка Исааковича стал его друг Виктор Викторов. Он после долгих усилий уговорил стеснительного Марка попробовать поступить во вторую школу-студию МХАТа. И вот, в 1916 году перед жюри, где сидел Станиславский, юноша держал экзамен. Прочитав «ерундовый», по словам Марка Исааковича, стих, он с изумлением узнал, что зачислен в студию Художественного театра.
Пришлось объяснять комиссии, что ему еще надо год доучиваться в реальном училище, поэтому он должен вернуться домой в Клин. Его на год отпустили, но выдали удостоверение № 144, где указывалось, что Прудкин является «сотрудником Московского Художественного театра». И практически с 1916 года вся жизнь Прудкина связана с Художественным театром.
В 1917 году для страховки, если вдруг в театре что-то не получится Марк Исаакович поступил в университет на филологический факультет. Но через год оставил его, потому что было трудно успевать там и там. Да и время было тяжелое, голодное. Но это были счастливые дни. Марку Прудкину и двум его товарищам разрешили жить в самой студии. Шел двадцатый год. Они топили раз в неделю, ели что попало, днем готовили отрывки из Достоевского, ночью тайно проникали на репетиции Вахтангова, а потом, на рассвете возвращались в студию, споря о судьбах русского театра.
После того как Прудкин показал сцену Раскольникова с Сонечкой Мармеладовой, его вызвал к себе Немирович-Данченко.
«Мы с Константин Сереевичем решили для третьей редакции «Горя от ума» подготовить молодой состав, - сказал он. - Позаймитесь с Леонидовым - Чацким. Фамусова по-прежнему будет играть Станиславский». Марк Исаакович после этого разговора не спал две ночи. Не верил, что будет играть с самим Станиславским, да еще после Качалова. Прудкину было всего 22 года.
Так входило в жизнь молодое пополнение МХАТа.
Известность к Марку Прудкину пришла рано. Все участники булгаковских «Дней Турбиных» после премьеры «проснулись знаменитыми». Прудкин играл блестящего адъютанта Шервинского. Ему как то удивительно легко жилось в этой роли. То в белой черкеске, то во фраке, пленяя дам своим неотразимым лирическим баритоном, он порхал, дурачась, между ставкой гетмана Скоропадского и Еленой Тальберг, и это его мотыльковое порхание на краю пропасти, в которую катилась белая армия, делало еще разительнее крушение Турбиных.
Глядя на Шервинского - Прудкина, никто не подумал бы, что его следущей ролью станет капитан Незеласов в «Бронепоезде 14-69» Вс. Иванова. А Станиславский подумал. Он испытывал актера в самых разных измерениях. Вместо «легкокрылого» покорителя женских сердец - Незеласов, человек с мертвой душой, враг. Эта неожиданная смена обличий пришлась Марку Прудкину по сердцу. Он почувствовал, что, может быть, именно здесь и заключена его актерская судьба: радость бесконечных перевоплощений, неутолимая страсть проживать на сцене каждый раз новые и совсем непохожие друг на друга жизни.
Когда в роли товарища прокурора Бреве в инсценировке «Воскресения» Толстого Прудкин на первой генеральной репетиции выходит на сцену, сами актеры, сидящие в зале, встречают его смехом и аплодисментами. Чахлый рыжий зачес и большие тараканьи усы, блудливые глазки надутого глупца, которые, однако, когда надо, становятся холодно-непроницаемыми - таков этот законник, что провел ночь в том самом заведении, где некогда находилась Катюша Маслова, а сегодня, даже не ознакомившись с ее делом, будет требовать для нее каторги. И этот комизм Прудкина заставлял думать не только об этом судейском, но о лицемерии целого государства. И даже те роли, которые попадают под амплуа «герой-любовник», были у Прудкина ироническими. «Не могу же я при таком количестве дел заниматься любовью серьезно», - говорил в «Таланта- и поклонниках» Бакин, которого Прудкин довольно язвительно сыграл в спектакле Станиславского, вспомнив одного чиновника казначейства, что жил в Клину напротив него на Поповской улице. Кстати, по словам Марка Исааковича, впечатления и воспоминания из клинской жизни очень помогают его творчеству.
Из воспоминаний: «Я играю в пьесах Островского и вспоминаю клинских чиновников, учителей, купцов, не отличавшихся от типов времен Островского. Они оживают в моей эмоциональной памяти, - и Клин помогает мне сделать их живыми сценическими персонажами.
Порой ловлю себя на том что, когда сижу перед выходом на сцену, начинаю фантазировать - невольно «проигрываю» в сознании и наш бульвар, и поэтические улочки, и реку Сестру...
Для меня городской сад с театром в «Талантах и поклонниках» - это наш клинский летний сад, чиновники и дородные купцы-картузники в «Последней жертве» Островского - это, точно вам говорю, - клинские, я то их помню...»
М.И. Прудкин создал много образов на сцене театра. Он с одинаковым мастерством создает образы и комедийные, и героические, и трагические. Практически все роли Прудкина точно попадали в цель. Но если в роли не было характера, то он терял свой снайперский прицел. Так было с Вронским в «Анне Карениной». Критика считала, что Прудкин не раскрыл характер Вронского и по уровню свой игры не дотягивал до Хмелева, который играл Каренина и Тарасовой - Анны.
Но случилось так, что к Прудкину перешла роль самого Каренина, и с ней началась во многом новая пора его жизни. Перед глазами было великолепное исполнение этой роли Хмелевым: ледяной сановник, злая машина... Прудкин отталкивался от его открытий и искал свое. Его Каренин - одновременно и палач и жертва. Он создал закон, и жизнь разбила этот закон. Он хотел быть понятым и не был понят. Прудкину казалось, что он только сейчас открывает для себя, насколько сложен и неожиданен человек.
А потом была блистательно сыгранная роль Федора Павловича Карамазова в мхатовском спектакле «Братья Карамазовы». Поражает жизненный объем роли: его герой переменчив. Он философ и сластолюбец; изувер, готовый из ревности погубить сына, и несчастный, жалкий человек...
Почти за пятьдесят лет работы в Художественном театре Марк Исаакович ни разу не снимался в кино, хотя предложений было много. И первым уговорил Марка Исааковича сняться в кино И. Пырьев в роли Федора Карамазова.
Премьера фильма «Братья Карамазовы» в Клину состоялась в 1969 году, на которую приезжал и сам М. Прудкин. Об этой премьере и встрече с артистом на страницах газеты «Серп и молот» рассказал И. Пузрин: «...Трудно найти слова восхищения! Все артисты в фильме играют хорошо, но Прудкин, кажется, играет лучше всех. Мы это говорим, может быть, немножечко предвзято, потому что он наш земляк. Но нельзя не поверить словам выдающегося артиста... Михаила Ульянова, который играет в фильме роль Дмитрия Карамазова, что такого исполнения, такой игры зрители давно не видели...
Но давайте вернемся к встрече с Прудкиным. После первой серии он легко поднялся на авансцену кинотеатра, дружески поприветствовал клинчан, отставил в сторону микрофон и совсем молодым, с очень красивой окраской голосом начал говорить о том, с какой радостью он приехал в Клин, в город, где родился и вырос, где сыграл свою первую роль в жизни.
- Я походил по неузнаваемому Клину, но нашел все же места, очень близкие моему сердцу. Это бывшее реальное училище, ... бывшая гимназия... Клин мне дорог не только потому, что я тут родился и вырос, но и потому, что здесь впервые ощутил трепет творческого вдохновения, который позволил мне связать свою жизнь с искусством.
В Клину состоялся мой первый театральный дебют и ... первый дебют в кино».
Марк Исаакович Прудкин никогда не изменял своему театру. Даже в трудные времена, когда не было работы. За долгую жизнь сыграл немного -около пятидесяти ролей.
В последние годы артист работал много и счастливо - репетиции, спектакли, радио, телевидение. И очень часто вспоминал одну из последних встреч с Станиславским:
« - Ну как, - сказал, прищурившись, Станиславский, - достигли всего в искусстве, довольны?
-    Нет, Константин Сергеевич...
-    Ну что ж, значит, еще не все пропало...»
За свою долгую творческую жизнь Марк Исаакович был удостоен Государственных премий СССР (1946, 1947, 1949), Государственной премии РСФСР (1974), награжден орденом Ленина, ему присвоено звание Героя социалистического труда (1989) и звание народного артиста СССР.
Многие клинчане поддерживали с Марком Исааковичем тесную связь, переписывались, звонили по телефону, ездили в гости к нему. И каждый раз любого клинчанина или человека, побывавшего в Клину, он просил рассказывать еще и еще о своем родном городе. Он любил Клин как город, в котором родился, встретил первых учителей, где получил путевку на сцену, путевку в жизнь.
Из воспоминаний: «Что же касается личной судьбы, то могу сказать: самое важное в жизни человека - чтобы его природное призвание стало профессией. И тут-то я ношу в памяти сердца великую благодарность, отдаю должное чуткости моих родителей, которые не препятствовали моему устремлению в мир театрального искусства. А отсюда - и вся дальнейшая жизнь...»
Сын Марка Исааковича Прудкина Владимир стал режиссером. И свою последнюю роль Марк Исаакович сыграл в спектакле «Бал при свечах» по выбранным местам из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита», который поставил сын.
В сентябре 1994 года Марк Исаакович Прудкин умер в возрасте 96 лет.
Клинчане увековечили его память мемориальной доской на стене бывшего реального училища, где Артист начинал свой славный путь.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

НЭБ

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ БИБЛИОТЕКА

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ БИБЛИОТЕКА

Наши партнеры

ЛитРес

Серп и молот

Полпред

Типография Колор-Принт

стальные двери Тритон

Чайная роза

Библиотеки Клина в соцсетях

Вконтакте mail.ru одноклассники google youtube telegram

Навигация

 

    Ltntr

    Ltntr