Добро пожаловать на сайт МБУК "Клинская ЦБС"

Телефон для справок 8-925-268-90-22

 

 

Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

Данная форма не предназначена для приема обращений граждан в порядке Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и предоставляет возможность направить электронное сообщение в рамках реализации пилотного проекта по внедрению «Единого окна цифровой обратной связи». Ответ на сообщение будет направлен не позднее 8 рабочих дней после дня его регистрации, а по отдельным тематикам – в укороченные сроки.
 

Алябьев А.А.

В историю русского музыкального искусства Александр Александрович Алябьев вошел в первую очередь как автор популярнейшего романса «Соловей» - подлинного шедевра вокальной лирики первой половины ХIХ века.

«Я не могу без слез слышать «Соловья» Алябьева!», - признавался Петр Ильич Чайковский. Музыка, способная исторгнуть слезы у гениального творца «Евгения Онегина», была написана Алябьевым в один из самых горьких периодов его жизни.
Композитор прожил жизнь трагическую, полную унижений, изгнаний и скитаний, от которых его не могла избавить даже принадлежность к дворянскому сословию.
Детство Александра Александровича было безоблачным. Он родился в 1787 году в богатой и просвещенной семье губернатора Тобольска Александра Васильевича Алябьева, получил  блестящее домашнее образование. Юный Алябьев начал серьезно заниматься музыкой. Его учителем был педагог и композитор Иоганн Генрих Миллер.
Отечественная война 1812 года застает Александра в Москве. Он добровольно уходит на войну и служит вместе с легендарным Денисом Давыдовым. Они близко сходятся, их отношения перерастают в дружбу. Охваченный патриотическими чувствами, романтикой военных маршей, Алябьев сражается в партизанском отряде своего друга. В архивах хранится документ о получении им чина полковника за взятие 25 мая 1812 года в плен адьютанта маршала Бертье. За боевые заслуги Алябьев награжден орденом Анны 3-й степени, Владимира 4-й степени, медалью в честь войны 1812 года.
С 1821 года композитор живет в Петербурге, становится членом артистического кружка, который составили: литераторы Николай Иванович Гнедич, Иван Андреевич Крылов, Александр Александрович Бестужев, композитор Алексей Николаевич Верстовский, драматург Александр Александрович Шаховской.
В 1825 году композитов выходит в отставку и поселяется в Москве. Среди его знакомых – декабрист Алексей Алексеевич Тучков, семья Майковых, Александр Сергеевич Грибоедов. Крепнет профессиональное мастерство композитора. Восторженный успех сопровождают его оперы и водевили, которые ставят московские и петербургские театры.  К открытию Большого театра совместно с Алексеем Николаевичем Верстовским и Федором Ефимовичем Шольцем он пишет музыку пролога «Торжество муз».
И вдруг – крупная ссора за картами и вскоре скоропостижная смерть одного из ее участников. Алябьев безвинно осужден и сослан в Сибирь. По приговору суда композитора публично лишили дворянства, чинов и орденов. Только творчество спасало его от отчаяния. Вероятно, именно в тюрьме им был создан знаменитый романс «Соловей».
В 1832-1833 годах композитор жил на Кавказе, в 1833-1834 годах – в Оренбурге. После ссылки временно поселился в селении Рязанцы Богородского уезда. Здесь свершилось радостное событие в жизни Александра Александровича: он сочетался браком с Екатериной Александровной Офросимовой (урожд. Римской-Корсаковой).  В 1843 году Николай I разрешил  наконец Алябьеву «жительствовать в Москве в  доме  жены  на Новинском бульваре,   под  присмотром  полиции,  но  с тем, чтобы он не показывался публике». Бывший гусар вынужден был вести замкнутый образ жизни. Все его попытки восстановить дворянское звание закончились неудачей. Здоровье ухудшалось, меркло зрение, нестерпимо болела нога, денег не хватало, хворала жена…
До конца своих дней Алябьев не переставал сочинять. Он умер 22 февраля 1851 года в Москве и похоронен в Симоновском монастыре в фамильном склепе.
Александра Александровича Алябьева по праву называют мастером русского романса. Его романсы были необыкновенно популярны, они звучали во многих русских домах. В творческом наследии композитора есть произведения, которые вознесли его на вершину музыкального олимпа. Это романсы «Соловей» на стихи Антона Антоновича Дельвига, «Вечерний звон» на стихи Ивана Ивановича Козловского, «Я вас любил» на стихи Александра Сергеевича Пушкина.«Соловей» - один из любимых и наиболее известных романсов композитора. Все в нем скромно и просто. Пленительная, мягкая, задумчивая мелодия романса захватывает и покоряет своей красотой.
Во время сибирской ссылки и последующие годы изгнания композитор создает романсы, пронизанные чувством разочарования и безысходной тоски («Иртыш», «Зимняя дорога», «Два ворона», «Узник», «Гроб»).
Композитор работал в различных музыкальных жанрах, он является автором опер «Буря», «Волшебная ночь». «Рыбак и русалка», «Лунная ночь, или Домовые» и других. Он был автором и одного из вариантов гимна «Боже, царя храни». Всего им написано более 450 произведений.
Имя Александра Александровича Алябьева тесно связано с историей Клинского края. В последние годы  своей жизни он жил и работал на клинской земле, в сельце  Василево и деревне Павельцево, принадлежавших его супруге Екатерине Александровне Офросимовой. Сельцо Василево и деревня  Павельцево расположены на правом берегу р. Ламы (ныне Конаковский р-н Тверской области).            
Среди тишины и лесных и луговых просторов композитору прекрасно работалось. Здесь сочиняются хоровые произведения и камерно-инструментальная музыка. Летом и осенью 1846 года на Клинской земле создается  струнный квартет, романс, пьеса для трубы с фортепиано, завершается цыганская песня «Кончен, кончен дальний путь, вижу край родимый».
Летом 1849 года в клинском имении рождается романс «К ней» («Я помню вечер незабвенный»), посвященный любимой жене.
В Василеве и Павельцеве в композитору часто приезжал и подолгу жил декабрист, член Северного общества, Петр Александрович Муханов.
Деревня Павельцево у реки Лама существует и сегодня, а Василево осенью 1936 году перенесено в другие деревни в связи с затоплением – образованием акватории Иваньковского водохранилища. Усадьба Алябьевых не сохранилась, за исключением некоторых посадок, там продолжает расти старинная лиственница. Это памятное место, связанное с историей русской музыкальной культуры в настоящее время находится на территории Завидовского государственного  заповедника.

 

 

Библиотека есть лучшее из возможных
подобий божественного разума, созданных людьми,
места, в котором можно сразу обозревать и понять всю Вселенную.
УМБЕРТО ЭКО


2010 год стал юбилейным для Клинской городской библиотеки №2. 55 лет назад, на улице Ленина, 33   впервые открыла она свои двери для читателей. Возглавила библиотеку Любовь Иосифовна Чехова. Молодая, энергичная, влюбленная в свою профессию, она находилась в постоянном творческом поиске. При Л.М. Чеховой были созданы первые передвижные библиотеки, библиотечный совет. В стремлении сделать библиотеку максимально полезной для клинчан, был проведен необычный эксперимент - создание первой «Домовой библиотеки» в квартире семьи Александровых. Большим авторитетом пользовалась городская библиотека у клинчан,  многие до сих пор помнят улыбчивую миловидную, очень доброжелательную Л.И. Чехову.
Дважды библиотека меняла адреса. Последним ее пристанищем стало в 1962 году новое помещение на улице Бородинский проезд, д.5, возглавила ее Диана Петровна Ильичева, с приходом которой библиотека стала еще более популярной. Диана Петровна стала своеобразным «вечным двигателем», постоянно генерирующим новые идеи, умеющим подключить к их осуществлению своих подчиненных и даже вышестоящее начальство, от которого умела добиваться и моральной и материальной поддержки. Била ключом творческая активность Д.П. Ильичевой,  как из рога изобилия в библиотеке «посыпались» мероприятия одно другого интереснее: встречи с писателями, поэтами, актерами, краеведами, совместные с ними вечера , впервые были организованы библиотечные «Огоньки»:  
Здесь был Смирнов, актер известный,
Который и поныне в чести,
И Харитонов заходил:
Журналы брал, наш чай хвалил,
К себе  в театр приглашал,  
Своей улыбкой обаял.
Поэты здесь стихи читали,
И краеведы  тайны Клина раскрывали…
За большие профессиональные достижения в 1967 году Д.П. Ильичева была награждена почетным знаком Министерства культуры СССР «За отличную работу».

В 70-х годах библиотеку возглавила Ирина Ивановна Папанкина. Ирина Ивановна очень много занималась общественной деятельностью, возглавляла комсомольскую и партийную организации ЦБС. 20 лет своей жизни отдала она родной библиотеке. Жизнерадостная, энергичная, она  талантливо  оживляла и органично дополняла  любое   проводимое мероприятие. К этому времени в библиотеке был организован юношеский абонемент. Ирина Ивановна уделяла большое внимание работе с молодежью. Так появилась в библиотеке Литературная гостиная  для юношества.  Увлекательно проходили здесь вечера, обзоры, устные журналы, беседы. «Все для читателя» - основной принцип, по которому строила работу библиотеки Ирина Ивановна Папанкина. Ее жизнь оборвалась на взлете,  она рано ушла   в самом расцвете творческих сил. Память об Ирине Ивановне навсегда сохранится в наших сердцах.
Сегодня библиотека верна    традициям, заложенным  нашими ветеранами.
В библиотеке работают энергичные, заинтересованные, инициативные люди, настоящие профессионалы: Лазарева Е.Б., Майорова О.К., Яворская Л.П., Никонова Л.М., Карасева И.Е. С энтузиазмом, грамотно, ярко и содержательно проводят  они   мероприятия   с читателями, стараясь вложить в них частичку своей души, своего сердца, особое внимание уделяя   молодежи.  Незабываемыми стали встречи с редакторами журналов «Смена», «Подмосковный Летописец»,  с поэтом Г. Красниковым, писателем В. Писигиным, клинскими краеведами и поэтами Пернавским В.М., Старых В.Н., Энской О.В. и многими другими.
Плодотворная и насыщенная работа ведется   с юношеством по профориентации.  Майоровой О.К.    были организованы «Ярмарки профессий», Дни открытых дверей  учебных заведений Клина, встречи с интересными людьми в рубрике «Календарь профессий».
Большой интерес вызвал у читателей проект «Фронтовики деревни Бородино», составленный Е.Б. Лазаревой. Ею была проведена большая исследовательская работа, в итоге деревня, о существовании которой напоминали только названия улицы и парка, возродилась в памяти клинчан,  стали известными  воины, уходившие из нее на фронт.    
Много новых встреч ждет наших читателей в библиотеке. Радуясь каждому их приходу, мы надеемся, что кусочек нашей души останется в их душах!

Заведующая городской библиотекой №2    Кускова Наталья Геннадьевна

 

Гурчеко - 75! К этой замечательной актрисе можно относиться по-разному, можно ее любить, можно ненавидеть. Но людей равнодушных к ее таланту, наверное, не найти.

12 ноября в читальном зале Центральной районной библиотеки прошел вечер, посвященный актрисе. Слушатели из центра "Милосердие" познакомились с ее творчеством, посмотрели отрывки из фильмов с ее участием.

 

 

Фигура Андрея Белого неоднозначна, натура сложна, его не с кем сопоставить, но и некому противопоставить.  Белый – это целая планета со своим миром – духовным и нравственным, вращающемся по своей собственной орбите. Творчество писателя оставило глубокий след как в отечественной, так и зарубежной литературе. Многие его произведения еще необходимо глубоко понять и осмыслить. Воссоздавая сегодня полноту нашей культуры, мы стараемся воздать должное его наследию. А наследие Андрея Белого огромно, и оно требует изучения и понимания.
В Центральной районной библиотеке 11 ноября прошел литературный вечер «Одинокий ангел Серебряного века», посвященный 130-летию со дня рождения Андрея Белого. На встречу  пришли клинские поэты, краеведы, любители поэзии. Гостям вечера были представлены информационные ресурсы МУК «ЦБС» о жизни и творчестве поэта. С большим вниманием было выслушано выступление Е.Б. Лазаревой, зав. сектором Клинской городской библиотеки №2 о творческих и личных взаимоотношениях А. Белого и А. Блока.  Эмоционально прозвучала тема «А. Белый в Демьянове», представленная известным клинским краеведом И.М. Пернавским. Украсили литературный вечер стихи Андрея Белого и других символистов, прочитанные членами литературного объединения «Творчество» Кралиной О.А и Скворцовой В. И.

 

 

Имя А.В. Суворова стало легендарным еще при его жизни. Он прославился как непревзойденный тактик и стратег, как создатель собственной школы военного искусства и воинского воспитания.

Центральная районная библиотека в рамках проекта "Душу исцелит добро" подготовила литературный вечер к 280-летию со дня рождения великого полководца, который с успехом прошел 10 ноября в Клинском Обществе слепых.

Очень радует, что слушатели не остались равнодушными к рассказу. Они задавали вопросы, комментировали и обсуждали услышанное.

 

Зачем эту книгу стоит прочесть:

- Движение на пике социальной актуальности

- Нетривиальные ходы: возможность взглянуть на "понятное" с неожиданной стороны

- Убойное взаимоупаковывание масскультуры и тонких, глубоких тем

- Квестовый шарадно-загадочный формат: со всякими намеками, отсылками, ключами, аллюзиями и иллюзиями - приятное занятие для интеллекта

- Вкусный язык (после прочтения книги эта фраза звучит по особенному:)) книги Пелевина написаны вкусным языком, их физиологически приятно читать

- Качественный отдых: иногда есть время и Состояния для чтения типа художественной литературы, и Пелевин здесь - один из немногих, кто дает возможность делать это с пользой

- Темный юмор

(с) Эзотера. Журнал потусторонних сил

 

Квартира в Росси  - больше, чем жилье. Она олицетворяет дом, семью, благополучие, жизнь...Но слишком часто квартира превращается в яболоко раздора, становится средством наживы и причиной тяжких преступлений. Коварные риелторы, циничные девелоперы, алчные чиновникине замечают простых людей, попирают законы, презирают человеческие понятия.

Павел Астахов – о том, как убивают за квартиры, о реальных «схемах», по которым работают черные девелоперы, и о том, как противостоять мошенникам в сфере недвижимости – в своем новом романе «Квартира».

 

Георгий Юматов - неистовая, трагическая личность. Фронтовик, освободитель Вены, обладатель нескольких боевых наград, среди которых очень редкая - медаль Ушакова. Сколько раз судьба на фронте и в мирной жизни дарила ему шанс выжить… Мечта звала его в море, случайность привела в кино. Известность пришла к актеру в середине 1950-х, когда для миллионов зрителей он стал "своим парнем" и кумиром поколений. На пике популярности с присущим ему героическим романтизмом Георгий Юматов в кино сыграл немало: "Они были первыми", "Разные судьбы", "Рядом с нами", "Очередной рейс", "Жестокость", "Стряпуха", "Один из нас", "Не забудь, станция Луговая"… Эти и многие другие фильмы сделали его одним из самых знаменитых актеров 60-70-х годов XX века. Позже был красноармеец, а впоследствии генерал Алексей Трофимов в фильме "Офицеры". Последними работами актера стали роли в дилогии "Петровка, 38" и "Огарева, 6", в многосерийном телефильме "ТАСС уполномочен заявить...", которые также вошли в сокровищницу отечественного кино. В страшную весть "перестроечных" лет трудно было поверить: любимый артист под следствием, бывший фронтовик застрелил человека. Сам Юматов, попав в "Матросскую тишину", так и не оправился от случившегося. Жизнь его осталась загадкой.

 

Их было трое. Друзей детства, потерявших друг друга из виду на многие годы. Мальчик и две девочки…

Их было трое. Мужчина и две женщины, образовавшие любовный треугольник…

Их было трое. Подозреваемых в убийстве мэра города, пришедшего на вечер выпускников с сыном Стасом, где тот после долгой разлуки встретился с подругами детства…

Вера ненавидела отца Стаса, узнав, что именно из-за него погибла ее мать. А Шура не имела к нему никакого отношения… Но почему тогда именно ей мэр завещал свой шикарный особняк, а Вере оставил все акции? Стас не знал ответа на эти вопросы, как и не догадывался, кто убил его отца. Чувствовал только – давно оставшиеся в прошлом любовные страсти вспыхнут с новой силой…

 

Ослепленная светом, я лишь моргала, когда меня впихнули в дверь, которая тут же закрылась за мной… В подвале я провела больше недели, не зная, зачем я тут и почему. Того парня, который приносил мне еду, я каждый день спрашивала, что будет со мной. И каждый день он отвечал, что меня отпустят. Я верила. Со мной обращались неплохо, вполне вежливо, в чем я видела залог того, что им не нужна моя жизнь. Но вышла я из подвала лишь затем, чтобы очутиться в холодильнике морга… Вот и вся моя жизнь, такая короткая. Потому что сегодня я умру…
Частный сыщик Алексей Кисанов вынужден на этот раз вести следствие в экстремальных условиях, играя против времени, – он должен успеть спасти Кристину! Пока она еще жива…

 

Давно друзья веселые, простились мы со школою... Ну, не так уж давно, расстались со школой главные герои романа Александра и Сергея Литвиновых – всего каких-то десять лет назад. Они еще настолько молоды, что еще не пускают умилительную слезу по недавней юности – кажется, что вся жизнь впереди. Но не у всех. Одноклассницу главной героини задушили в собственной квартире.
Теперь о самой героине. Ее зовут Надя, она милая и домашняя девушка. Друг Нади, журналист Дмитрий, не ждет, что его подруга будет хватать звезды с небес. И вот Надя просит Диму, чтобы тот провел частное расследование – выяснил, кто и зачем убил одноклассницу Лену. Эта самая Лена в юности подавала большие надежды и должна была стать актрисой. Однако все сложилось иначе. Лена превратилась в обычную забулдыгу и, в конце концов, погибла. Главный подозреваемый, Степа – еще один одноклассник. Но он скрылся в неизвестном направлении, а Надя не верит, что Степа виновен. Тем более, что недавно, на вечере встречи выпускников, ничто не предвещало беды.
Дима нехотя берется выполнить поручение и постепенно узнает – его милая и домашняя Надя в юности была лихой барышней. Вместе с Леной и еще одной подругой, Ирой, они вели бурную жизнь и даже угодили в милицию, за угон чужого автомобиля. Короче говоря, в ходе расследования вскрывается немало обстоятельств, заставляющих Диму всерьез задумываться – кто же на самом деле его невеста?

 

 

Легкая, увлекательная, остроумная Керстин Гир и ее романы известны во всем мире! Наконец-то она появилась и у нас.

Что делать, если ты сплошное разочарование для близких, да и для себя тоже? Тебе тридцать, ты не замужем, твою работу все считают не серьезной, а родители просто ее стесняются. Герри, главная героиня романа, решает уйти из жизни. Но перед этим отправить всем близким и знакомым прощальные письма, где в смелых выражениях написать всю правду о них. Но! по случайной оплошности, ей не удается осуществить задуманное, и вот после этого, жизнь ее превращается в настоящий фейерверк...

 

Тихонов В.В.

Вячеслав Васильевич Тихонов (08.02.1928 — 04.12.2009), популярный русский киноактер, исполнитель острохарактерных и драматических ролей более чем в 50 фильмах и телесериалах. Обладатель почетных наград и званий: народного артиста СССР (1974), Героя Соц. Труда (1982), лауреата Ленинской премии за роль в фильме «Белый Бим Черное ухо» (1980), Гос. Премий РСФСР им. Братьев Васильевых за роль в фильме «Доживем до понедельника» (1970) и роль в телесериале «Семнадцать мгновений весны» (1976), Гос. Премии УССР за чтение текста в телефильме «Возрождение» (1980), премии ЛКСМ за роль в фильме «Фронт за линией фронта» (1979), премии «Ника» (2000) и др.
Трудно поверить, что такого титулованного и знаменитого теперь Вячеслава Тихонова не приняли во ВГИК. Но так оно и было. Не сумел вчерашний слесарь из подмосковного Павловского Посада продемонстрировать     актерские способности, да и «не показался» приемной комиссии своими внешними данными - тощий, длинноносый, очень стеснительный. Его спас профессор Борис Бибиков, который в готовом разреветься мальчишке угадал великого в будущем актера. Бибиков успокоил Вячеслава Тихонова и взял его в свою мастерскую на испытательный семестр. Просто девушек поступало много, а среди юношей был недобор. И вскоре мастерство педагогов, настойчивость и трудолюбие студента дали свои плоды и Тихонов пошел в гору. В 1950г. он окончил институт с отличием и получил работу в Театре-студии киноактера, где его коллегами и наставниками были Николай Крючков, Борис Андреев, Эраст Гарин.
Творческий путь ныне знаменитого актера был в общем удачным, но совсем не гладким. Тихонов часто сомневался, был не уверен в себе. Не раз, критически оценивая свою очередную работу, он решал, что в кино ему делать нечего. Так было с первым появлением на экране в фильме «Молодая гвардия» (1948). Но, перемучившись, он все-таки не оставил учебу.
По окончании ВГИКа молодого, очень красивого, лиричного актера часто снимали в ролях, не требующих особых находок. Это были чистенькие, несколько картинные герои в белых мундирах. Хотя отношение кинорежиссеров к молодому Тихонову было неоднозначным. Например, И. Пырьев, занимавший тогда должность директора «Мосфильма», никак не воспринимал его, а молодой режиссер Станислав Ростоцкий (они подружились еще студентами и сохранили дружбу на всю жизнь) буквально ухватился за Тихонова. Именно Ростоцкий предложил Вячеславу Тихонову неожиданную, острохарактерную роль, ставшую этапной в творчестве актера - это роль Матвея Морозова в картине «Дело было в Пенькове» (1958). Это фильм, который круто изменил жизнь многих людей. У режиссера Станислава Ростоцкого будут потом знаменитые фильмы «Доживем до понедельника», «Белый Бим Черное ухо», «А зори здесь тихие». Светлана Дружинина много позже прославиться как режиссер «Гардемаринов», Вячеслав Тихонов станет еще Штирлицем, князем Болконским, учителем Мельниковым, но страна его узнает и полюбит именно после роли Матвея Морозова из славной деревушки Пеньково.
Этот фильм особенно дорог и клинчанам. 50 лет назад съемки фильма проходили не в Саратове, где «парней так много холостых», а в чудесном уголке Подмосковья, в окрестностях Клина, в угодьях деревень Кленково, Опалево, Микинино, Воронино, Золино. Главной штаб-квартирой съемочной группы стала деревенька Кленково.
В сегодняшнем Кленкове уцелели улицы, на которых разворачивались события картины, некоторые дома и жители  - свидетели  и участники съемок. В 2002 году жительницы Кленково Пелагея Николаевна Холина, Анна Григорьевна Точилина, Клавдия Ивановна Ильина и Татьяна Тимофеевна Мартынова дали обширное интервью газете «Московский комсомолец», в котором вспомнили события полувековой давности.
В. Тихонов часто приезжал на места съемок.  Встречался с жителями, беседовал.  И всегда говорил, что «Дело было в Пенькове» - самый его любимый фильм».
В этом фильме Вячеслав Тихонов по-настоящему раскрылся, почувствовал свой потенциал. Он не только изменился внешне (ему просто «убирали» красоту), сел за трактор, научился играть на гармошке, но вошел во вкус творчества, прожил жизнь своего героя. Поэтому не случайно фильм получил приз Всесоюзного кинофестиваля. Это была живая, близкая актеру роль, ведь он и вырос-то в рабочей среде, учился в ремесленном училище, стоял у станка в годы войны.
Но самыми первыми и самыми преданными зрителями картины «Дело было в Пенькове» стали, конечно же жители деревень, где проходили съемки. О своих первых впечатлениях рассказала на страницах «МК» К.И. Ильина:
«По осени, кажется, артисты специально приехали, сказали, чтобы мы в готовности были. Фильм, дескать привезут, так что не прозевайте. А для нас и простое-то кино праздник. Раньше ведь как было? Раз в месяц привезут картину, в пустом сарае холстину натянут, все рассядутся как могут - глазеют. Правда, бесплатно было все это.
Так вот, в сарае, где у нас раньше скотину колхозную держали, мы вымели все, вычистили. Скамьи из жердей понабили. Мужики рубахи свежие нонадевали, бабы в платьях новых. ... Гостям - нормальные лавочки принесли из домов. Как фильм начался, мы аж обмерли. Надо же - деревня наша, вот она. Вон Витька Кузьмин, вон теть Маша, баба Нюра, там покос, околица. А когда песня зазвучала «Огней так много золотых на улицах Саратова», так бабы все заплакали, честно слово. И я тоже заревела. Чего реву, и сама не знаю. А только плачу, и на душе светло. Как кончилось кино, смотрю, а у гостей глаза тоже на мокром месте. У Дружининой, у Майи опять же. Так что очень нам картина понравилась».
Хотя этот фильм сельчане смотрели много раз, они до сих пор переживают за судьбу своего Матвея Морозова. По воспоминаниям Тихонов во время съемок этого фильма был худеньким, щуплым.
Деревенским жителям не очень казистым показался. А когда они его увидели в роли Штирлица, то сразу и не узнали. «...Плечистый такой, солидный. Деревенские все сразу забегали: мол, это ведь наш Матвей! Как будто он и в самом деле наш, кленковский».
Вячеслав Тихонов - один из самых красивых актеров отечественного кино. Но героев-любовников он не играл никогда, а только осторожно и деликатно приближался к большому чувству, будто опасаясь его.
Работы у В. Тихонова хватало всегда. Не все получалось. Так, например, четыре года напряженного труда над ролью князя Андрея Болконского (С. Бондарчук снимал «Войну и мир» в 1964-1967гг.) не дали желаемого результата. Неодобрение критиков - еще полбеды, но актер был сам недоволен своей работой. Тихонов мечтал об этой роли, перевернул горы литературы, тяжело вживался в образ и обстоятельства... После такой неудачи у него вновь созрело решение распрощаться с профессией.
Но рядом вовремя оказался друг С. Ростоцкий, который чутьем угадал новую работу для Тихонова - роль учителя истории Мельникова. В его картине по-новому была осмыслена школьная тема. Фильм «Доживем до понедельника» (1968) удался настолько, что Тихонову была присуждена Государственная премия.
За взлетом снова потянулась череда неприметных ролей. А потом настал звездный час: Т. Лиознова пригласила Вячеслава Тихонова на съемки фильма «Семнадцать мгновений весны» (1976).
По словам Лиозновой, все актеры на главные роли были утверждены ею без кинопроб. Однако по воспоминаниям самих участников съемок, все обстояло несколько иначе. Например, на роль Штирлица пробовались несколько актеровв, в том числе и И. Смоктуновский. Однако, в конце концов, мнения всего съемочного коллектива сошлись на одном кандидате – Вячеславе Тихонове.
Тихонов к тому времени уже был настоящим профессионалом, но в роли Исаева — Штирлица заиграли все грани его таланта. Жанр детектива сам по себе давал право надеяться на успех, однако такой триумф этого, одного из первых, телесериала могла обеспечить только великолепная работа его создателей. Сейчас этому фильму больше 30 лет, а интерес к нему не ослабевает. У Вячеслава Тихонова всегда был интерес к людям неординарным, способным вести сложную жизнь, рисковать, действовать порой на грани человеческих возможностей, для которых чувство долга - превыше всего. Не зря он так много играл военных - от простых солдат до генералов. Тихонову всегда было интересно создавать психологически тонкие образы, делать упор не на внешние эффекты (за редким исключением, он почти не прибегал к гриму), а на детальную разработку характера. Процесс перевоплощения, два плана в одной роли, игра в игре - этот материал был для Тихонова безумно интересен. Тихонов сумел показать не только мужество, профессионализм разведчика Исаева, но и сделать его очень «живым». Эта роль по праву считается коронной ролью Тихонова, за нее он в 1974г. получил звание народного артиста СССР, а в 1976г. - Государственную премию им. братьев Васильевых и множество других наград. Но сам Тихонов с присущей ему скромностью считает Леонида Броневого в роли Мюллера главной удачей этого фильма.
После такого головокружительного успеха Тихонов вполне мог бы и успокоиться, почивать на лаврах. Но актер требовательно, с сомнениями встречал новые предложения, тщательно выбирал то, что было ему ближе, - правду жизни.  Так появились роли  майора Млынского («Фронт без флангов», 1975), солдата Стрельцова («Они сражались за Родину», 1975) – роли значительные, отмеченные наградами, хорошо воспринятые зрителями.
В 1977г. С. Ростоцкий вновь пригласил Тихонова, для экранизации повести Троепольского «Белый Бим Черное ухо». На истории одной собачьей жизни было выстроено повествование о человеке, о любви к природе. Этот фильм не оставил равнодушными, никого из посмотревших его. В. Тихонову за роль Ивана Ивановича была присуждена Ленинская премия. А в 1982г, он стал Героем Социалистического Труда.
В 80-90гг. Вячеслав Васильевич снялся еще в нескольких картинах, среди которых «Европейская история»(1984), «ТАСС уполномочен заявить», «Бесы», «Убить дракона», «Утомленные солнцем», телефильм «Зал ожидания»(1998) и др., где ему достались не столь значительные роли. Хотя по словам самого Тихонова роль в сериале «Зал ожидания» стала для него продолжением фильма «Доживем до понедельника».
В 1998г. на экраны вышел фильм Сергея Урсуляка «Сочинение ко Дню Победы» - это трогательная трагикомедия о прошлом, настоящем и будущем. Геройский экипаж истребителя, три фронтовых друга, которых играют Михаил Ульянов, Олег Ефремов и Вячеслав Тихонов, не виделись 25 лет. Жизнь у них сложилась по разному: один убежденный коммунист, не пропускающий ни одного митинга, другой - преуспевающий зиц-председатель небедного «Фонда ветеранов», третий - эмигрант, на старости лет потерявший зрение и приехавший на родину, чтобы поучаствовать в Параде Победы. Они горячо спорят друг с другом о причинах бед и напастей дня сегодняшнего. Но когда один из них попадает в беду, его друзья готовы на все, чтобы спасти боевого товарища. В этом фильме В. Тихонов играл Слепого. Об этой роли он сказал: «...играть роль Слепого очень трудно, ведь недаром говорят: глаза - зеркало души».
Чем же подкупают нас его герои? Они живут среди нас и в то же время приподняты над действительностью. Они умны, интеллигентны, романтичны и порядочны. Большинство из них так симпатичны зрителю потому, что наделены в большей мере чертами, свойственными самому артисту. Конечно, много значит красота и обаяние, но есть в Тихонове и внутренняя теплота, которая проявляется во взгляде, и доброй, снисходительной улыбке в неторопливой речи и даже в молчании. Его экранные герои часто немногословны, потому что сам Тихонов не любит суеты и помпезности, предпочитает общение с природой, очень любит собак. Он считает: гораздо интереснее не то, что человек сказал, а то, о чем промолчал. Часто его герой в кадре молчит, но как! В эти минуты достигается точка накала страстей, полета мысли, постижения чего-то бесконечно важного. Это - момент истины. Кстати, не случайно сцена свидания в кафе полковника Исаева с женой - одна из лучших в сериале «Семнадцать мгновений весны». Этой сцены не было в сценарии, ее предложил Тихонов. Она придала его герою еще больше человечности и нравственной силы.
Сергей Бондарчук во время съемок фильма «Они сражались за Родину» однажды заметил, что в Тихонове есть «народное начало». Именно поэтому, в каком бы экранном образе он не представал -писателем или офицером, трактористом или учителем, - это наш всегда узнаваемый и любимый Тихонов. И поэтому не случайно в 2000 году он получил премию «Ника» в номинации «Достоинство и честь».

 

Давыдова К.Ю. (27.04.1905 - 12.09.1992), хореограф, преподователь хореографии, научный сотрудник Государственного Дома-музея П.И.Чайковского.

Многие клинчане хорошо помнят пышноволосую женщину, скромно и строго одетую, со значительным выражением лица, неожиданно сменяющемся приветливой улыбкой... Ксения Юрьевна Давыдова... внучатая племянница П.И Чайковского. Ее родословная невероятно интересна. Мать Ксении Юрьевны, Маргарита Николаевна Лопухина, была из рода Евдокии Лопухиной, жены ПетраI. Бабушка Александра Ильинична Чайковская - Давыдова, родная сестра гения мировой музыки, прадед - декабрист Василий Львович Давыдов, чьими кузенами были поэт - партизан Денис Давыдов и генерал Ермолов, а сводным братом - генерал Раевский. Прапрабабушка Ксении Юрьевны. Екатерина Давыдова, в девичестве Самойлова, была племянницей Потемкина - род был «богатый и древний», - писал Некрасов в поэме «Русские женщины», посвященной близкой родственнице Ксении Юрьевны - княгине Волконской, урожденной Раевской. Семья Давыдовых роднилась со многими древними и славными родами России.
Более полвека своей жизни, вплоть до самой кончины, Ксения Юрьевна Давыдова посвятила изучению жизни, творчества, пропаганде наследия своего гениального родственника Петра Ильича Чайковского.
«Впервые я соприкоснулась с миром Чайковского в Воткинске, - делилась воспоминаниями К.Ю. Давыдова, - поэтому Воткинск мне дорог по-особому. Мое посвящение в музейщики состоялось на родной земле гения в незабываемое время первых месяцев Великой Отечественной войны.
Война застала меня вдали от дома. Дороги эвакуации привели в Соликамск. Там узнала, что в Воткинск эвакуирован Клинский музей П.И. Чайковского, в котором работал мой отец Юрий Львович Давыдов, племянник композитора. Решила я перебраться к нему. С началом войны Воткинский музей П.И. Чайковского, открытый весной 1940 года, был «свернут», экспонаты снесены в небольшое помещение в левом крыле дома. Всю остальную часть дома занял госпиталь.
В городе размещались эвакуированные заводы, детские учреждения. Не до Клинского музея было...
В столь сложной ситуации высокую гражданственность и чуткость проявила заведующая гороно Анфиса Павловна Багимова, уступив комнаты, занимаемые ее учреждением. По ее примеру потеснилась редакция газеты «Ленинский путь».
Наш маленький коллектив поставил себе цель - как можно быстрее организовать работу музея..,»
С тех трудных военных лет судьба Ксении Юрьевны тесно переплелась с жизнью музея П.И. Чайковского.
В Ксении Юрьевне, как и во всей ее удивительной семье, жило целое созвездие дарований, она была примером профессиональной честности, трудолюбия, бескорыстия и самоуважения. Хореограф по профессии, она работала в музее во всех возможных качествах - от составителя библиографических карточек до заместителя директора по научной работе.
Много сил и времени отдавала Ксения Юрьевна просветительской работе, читала лекции, принимала участие в организации концертов, музейных «музыкальных сред». При заводском клубе она создала детский хореографический ансамбль. Ее воспитанники балетной группы выступали на детских утренниках, в госпиталях и перед рабочими предприятий.
16 ноября 1944 года сотрудники музея возвратились в Клин. Были привезены все ценности музея. А уже в 1945 году прошла сессия, посвященная любимому ученику Петра Ильича - Сергею Ивановичу Танееву. Ксения Юрьевна выступила с докладом, подготовила большую выставку о С.И. Танееве, занявшую несколько комнат музея. Появились и первые научные публикации К.Ю. Давыдовой.
Первая статья о рукописном архиве П.И. Чайковского была опубликована в 1947 году в США в сборнике статей под редакцией Д.Д. Шостаковича.
В ее руках была сосредоточена огромная переписка, в том числе и зарубежная, с многочисленной родней Чайковских, разбросанной по всему миру. Большой вклад внесла Ксения Юрьевна в многотомное издание писем великого композитора
За годы работы у Ксении Юрьевны установились тесные контакты с многочисленными исследователями творчества П.И. Чайковского.
Письма к ней шли со всех частей света. «Десятилетия моей жизни прошли для меня в стенах музея, и я благодарна ему. - говорила она - Он сделал мою жизнь насыщенной, богатой и полезной. Здесь я прикоснулась сердцем к жизни и искусству близкого мне по крови человека. Здесь познала радость творческого, научного поиска. Здесь услышала лучших музыкантов мира».
Есть люди - хранители бесценных духовных сокровищ. Ими они щедро одаривают своих современников, заставляя по-новому увидеть события, давно минувшие, и тех, чьи имена составляют национальную гордость страны. Ксения Давыдова - одна из них.

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

рейтинг организации

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ БИБЛИОТЕКА

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ БИБЛИОТЕКА

Наши партнеры

ЛитРес

Чайная роза

Библиотеки Клина в соцсетях

Вконтакте mail.ru одноклассники google youtube telegram