Добро пожаловать на сайт МБУК "Клинская ЦБС"
Телефон для справок 8-925-268-90-22
В Центральную районную библиотеку поступил комплект книг к году учителя.
Татьяна Алексеевна Лебедева-Маврина, талантливый живописец, график и книжный иллюстратор, заслуженный художник РСФСР, лауреат Государственной премии СССР (1975), лауреат премии Г.Х. Андерсена (1965) родилась в Нижнем Новгороде в 1902 году.
В 1922-1929 годах Маврина училась в Московском Вхутемасе-Вхутеине – Высших художественно-технических мастерских.
В феврале 1929 года начинающая художница приняла предложение группы товарищей участвовать в выставке в Доме печати. Совершенно случайно в группу собралось 13 художников. В художественном сообществе заговорили о выставке «13-ти» как о рождении «новой художественной группировки». Группа «13» просуществовала как выставочный коллектив всего три года, но оставила заметный след в истории отечественной живописи. На первую выставку Татьяна Маврина представила акварельные рисунки, привезенные из поездки на Мурман. В ту пору ее очень привлекал сказочный Север.
Рисункам и акварелям Мавриной присуща легкость и непосредственность в обращении с цветом, линией и формой. Эти черты стали характерным стилем ее живописи и книжной графики.
Художественное наследие Татьяны Алексеевны – это красочные, празднично-декоративные картины, близкие к русскому декоративному искусству, лубочные картинки, пейзажи, иллюстрации к детским книгам, эстампы. Стремление к узору, красочности, сочности объясняется любовью художницы к русской иконе, к произведениям русского народного творчества.
Любимым жанром Мавриной-графика была сказка. С любовью и трепетом иллюстрировала Татьяна Алексеевна сказки А.С. Пушкина («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», 1946; «Руслан и Людмила», 1960; «У лукоморья», 1961), русские народные сказки.
В 1969 году вышла в свет «Сказочная азбука» Мавриной. Книга отличалась изумительной фантазией и была изумительна по красочности. Каждая буква азбуки у художницы составила маленький сказочный сюжет. Картинки азбуки полны лукавства и озорства, добра и справедливости, как и все искусство художницы.
Татьяна Маврина очень любила Россию, любила ее пейзажи, памятники старины, особую красоту русских городов и сел. По образному выражению Михаила Александровича Врубеля, в ее творчестве звучит «интимно национальная нотка».
Художница много ездила по старинным русским городам, много писала с натуры.
Рисунки и акварели Мавриной запечатлели, навсегда спасли от исчезновения, забвения, уберегли от невнимания, равнодушия множество драгоценных местечек, улочек и закоулков, «неперспективных» селений и городков. 1980 году была опубликована книга-альбом Т.А. Мавриной «Пути-дороги», где собраны акварели и гуаши с видами заповедных уголков России : Звенигорода, Углича, Ростова Великого, Ярославля и других.
Среди бесчисленных «Загорсков» и «Ростовов Великих», «Ярославлей» и «Борисоглебсков» не затерялся цикл работ, посвященных Подмосковью.
Имя художницы тесно связано с историей Клинского края.
Татьяна Алексеевна очень любила поэзию Александра Блока, часто странствовала по окрестностям Боблова и Шахматова и рисовала, рисовала, рисовала места, где обитал, которые изъездил и исходил «любимый и обожаемый поэт» ее юности.
Маврина вспоминала: «Блока я видела в мае 1925 года в Политехническом музее на вечере. В передних рядах сидели разодетые в вечерние платья дамы. Весь амфитеатром построенный зал был полон. Мы, вхутемасовцы, прорвались, конечно, без билетов толпой и стояли в проходе около эстрады. Вот вышел Блок…Вот - тишина в зале и голос с «того света». И сам он, больной, был уже не здешним... Слова падали медленными каплями в тишину зала…И он читал. Худой, окаменелый…Последнее слово падало в бездонную пропасть памяти тех, кто его слушал… Голос его живет вместе со стихами во мне до сих пор…».
В пейзажах Шахматова и Боблова, в окружающих их просторах Маврина видела источник вдохновения поэта, «бездонности» его образного богатства.
«Боблово», «Бобловские дали», «Кони в Боблове», «Река в Боблове», «Бурьян в Боблове», «Белая туча в Боблове», «Бобловские холмы», «Григорьевское», «Тараканово», «Шахматово» - таковы названия акварелей и рисунков Мавриной.
«В Боблове немыслимые заросли всякого бурьяна, с какими-то особыми красивыми голубыми цветами, очень жгучими, если их сорвать. Дикие крупные яблоки и очень крупная вкусная черемуха. Изрешеченная временем обширная рига-сарай. Бобловская седая березовая роща. И скачут кони…На переднем плане мысленно видишь молодого Блока…», - писала Татьяна Маврина.
В 1983 году вышла в свет книга Татьяны Мавриной «Гуси, лебеди, журавли… : Блоковское Подмосковье», где рисунки художницы перемежаются со стихами и прозой замечательного русского поэта. Символично, что эпиграфом к книге художница взяла слова Александра Блока :
« И всей весенней красотою
Сияет русская земля…»
Перов Василий Григорьевич (04.01.1834-1882), русский художник, член и учредитель Товарищества передвижных художественных выставок, профессор Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В.Г. Перов гостил в Клинском уезде в имении Игрищево у княгини З.Н. Енгалычевой, владел усадьбой Стрелково.
Перов родился в сибирском городе Тобольске, он был внебрачным сыном барона Григория Карловича Криденера.
После непродолжительных занятий с матерью, мальчика отдали в ученье к дьячку. Маленький Вася учился с большой охотой. Особенно большие успехи он делал в каллиграфии. Одновременно с Василием у дьячка занимался и другой ученик, крайне ленивый и непослушный. Выведенный из терпения таким отношением к учебе, дьячок как-то разбранился : «Куда тебе писать, тебе только ногами болтать, и будешь ты у меня Иван Болтов, а вот он» – дьячок указал на Васю – «будет у меня Василий Перов». Это прозвище, с легкой руки данное Василию его учителем, навсегда осталось за ним, стало его фамилией.
Любовь к искусству проявилась у мальчика очень рано. Страсть к рисованию развилась неожиданно. Однажды барон Криденер пригласил местного живописца подправить его портрет. 9-летний Вася, внимательно следивший за работой художника, принялся ему подражать, затем настолько увлекся, что рисовал где попало и на чем попало: на стенах, заборах, столах, копировал картины с иллюстраций из книг домашней библиотеки. Родители всячески поощряли увлечение сына.
Профессиональное образование Перов получил сначала в Арзамасской художественной школе Александра Васильевича Ступина (1846 – 1849), а затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1853-1862). В сравнении с Петербургской Академией художеств Московское училище было известно как более демократичное, здесь воспитывали в своих питомцах интерес к натуре, к человеку, здесь продолжали традиции Василия Тропинина, Алексея Венецианова, Павла Федотова. Барон Криденер, больной, обремененный семьей, не мог помогать сыну, и мало-помалу Василий дошел до критического положения. Он почти перестал работать в классах и дома, карандаш валился из рук. Преподаватель рисования Егор Яковлевич Васильев, узнав о стесненных обстоятельствах Перова, весьма деликатно предложил ему поселиться у него на казенной квартире и пользоваться столом. С переездом к Егору Яковлевичу молодой живописец повеселел, активно принялся за работу и вскоре стал считаться в училище одним из выдающихся по дарованию учеников.
В 1856 году в Академию художеств был послан портрет Николая, младшего брата Василия Перова. Художнику присудили за портрет малую серебряную медаль. Награда ободрила его. Он с жаром принялся за новую картину. Сюжетом картины художник выбрал приезд станового на следствие. Посланная в Академию работа «Приезд станового на следствие» (1857) привлекла всеобщее внимание, о ней заговорили в печати, молодому автору прочили блестящую будущность. Перов был удостоен большой серебряной медали.
Картины, написанные позднее: «Сцена на могиле» (1859) и «Первый чин» (1860) - также вызвали пристальный интерес художественной общественности. В печати Перова сравнивали с Александром Островским, находили, что художник – продолжатель Павла Федотова.
Конкурсная картина Перова «Проповедь на селе» по окончании училища была отмечена большой золотой медалью Академии художеств. Золотая медаль давала право на поездку за границу для совершенствования мастерства в качестве пенсионера Академии.
В 1862 году Перов женился на Елене Эдмундовне Шейнс. В 1863 году вместе с женой художник отправился за границу. Побывав в Берлине и Дрездене, он приехал в Париж. В Париже он, совершенствуя свое мастерство, рисовал простых парижан и парижскую бедноту.
Это картины «Похороны в бедном квартале Парижа» (1863), «Парижские тряпичники» (1864), «Савояр» (1863-1864) и другие.
Вернувшись в Россию, он пишет ряд произведений бытового жанра, в которых его талант достигает творческой зрелости. Это полотна: «Проводы покойника», «Тройка», или Ученики-мастеровые везут воду», «Утопленница», «Последний кабак у заставы». Картины поражают своим драматизмом, психологической глубиной, суровой правдой жизни простого народа.
«Он [В.Г. Перов] был истинным поэтом скорби… Начав с увлечения Федотовым и Гоголем, скоро вырос в большую самобытную личность. Переживая лучшие свои создания сердцем, он не мог не волновать сердца других», - писал художник Михаил Васильевич Нестеров.
В 1866 году за жанровое полотно «Чистый понедельник», изображающее московских обывателей, возвращающихся из бани домой с вениками под мышкой и связкой бубликов в руках, Академия художеств присвоила Василию Григорьевичу Перову звание академика живописи.
В 1868 году скончалась жена художника, вскоре умерли двое его старших детей. В живых остался только младенец Владимир. Перов не оставил мемуаров, воспоминаний и автобиографических записей, и можно только догадываться, что ему пришлось пережить в это время.
Несмотря на тяжелые утраты, он напряженно трудился. Василий Григорьевич Перов выступил одним из инициаторов создания Товарищества передвижных выставок – организации, объединившей в своих рядах наиболее прогрессивных русских художников.
1872 год – вершина жизненных и творческих удач художника, период расцвета Перова-портретиста.
Художнику интересна сложность и многогранность портретируемой личности. Тонкий психолог, он глубоко проникает во внутренний мир человека. Портреты художника разнообразны как и сами их модели: открытый, проницательный, уверенный в себе Александр Николаевич Островский, трагический и ранимый Федор Михайлович Достоевский, умудрено-ясный Владимир Иванович Даль, могучий и ранимый Алексей Кондратьевич Саврасов.
В 1872 году Перов женился второй раз. Его супругой стала Елизавета Егоровна Драгунова. Художник обрел семейный покой.
В 1870-х годах Василий Григорьевич создает галерею крестьянских портретов: «Фомушка-сыч», «Странник», а также новые жанровые произведения: «Охотники на привале», «Птицелов», «Голубятник», «Рыболов», «Старики-родители на могиле сына».
В последние годы жизни в творчестве Перова преобладают картины на темы Евангелия : «Христос в Гефсиманском саду», «Снятие с креста», «Распятие», «Весна». Для художника имело принципиальное значение сохранение в чистоте и неприкосновенности евангельской сути образа Христа.
С 1871 года вплоть до смерти Перов преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Василий Григорьевич воспитал плеяду замечательных художников - Андрея Рябушкина, Михаила Нестерова, Исаака Левитана, Николая Касаткина. « В Московской школе живописи… все жило Перовым, дышало им, носило отпечаток его мыслей, слов, деяний. За редким исключением, мы были преданными, восторженными его учениками», - писал ученик Василия Григорьевича, художник Михаил Нестеров.
В 1874 году у художника появились первые признаки чахотки. Не обращая внимания на болезнь, он продолжал много работать. В 1882 году болезнь приняла острую форму.
Требовалась поездка в теплые края, но ни сил, ни средств не было. Картины Перова покупались за бесценок, преподавал он почти даром, иногда за одно право снимать квартиру. Помог Л.Н. Толстой, больного Перова перевезли сначала на дачу Третьякова, а затем в больницу. Перов умирал мучительной смертью, он так страдал, что не раз просил брата ускорить его кончину.
Похоронили художника в Даниловом монастыре.
Известный писатель Дмитрий Васильевич Григорович на могиле Перова сказал: « Перов первый из художников познакомил нас с правдивым направлением в живописи, но, кроме того, Перов – живописец-поэт. Позиция его – его задушевность».
«Перова больше нет среди нас. Осталось его искусство, а в нем его большое сердце», - написал Михаил Нестеров. Первый биограф художника Б. Собко утверждал : «Перов – это Гоголь и Островский, Достоевский и Тургенев русской живописи, соединенные вместе».
Имя Василия Григорьевича Перова тесно связано с Клинским краем.
По информации краеведа Ольги Чернышовой, общавшейся с внуком художника, Романом Алексеевичем Перовым, в 1862 голу в Москве на выставке Общества поощрения художников Василий Григорьевич познакомился с княгиней Зоей Николаевной Енгалычевой, владевшей в Клинском уезде усадьбой Игрищево, что недалеко от с. Троицкое. Княгиня пригласила живописца погостить в ее имении. Впервые на клинскую землю Перов приехал в 1863 году. Около 10 лет гостил художник в усадьбе Игрищево, а в 1875 году купил в Клинском уезде у помещика Лобко усадьбу Стрелково.
Усадебный дом, мастерская, хозяйственные постройки, парк, пруд – такой была усадьба Перова. Дом стоял на берегу реки Катыш напротив хорошо знакомого мастеру Игрищева.
Великолепная природа этих мест неизменно вдохновляла живописца. На средства Перова и при его участии была посажена березовая аллея в Игрищеве, которую местные жители называли «Перовской».
По сведениям внука художника, Романа Алексеевича, на Клинской земле были написаны полотна: «Рыболов», «Птицелов», «Охотники на привале» и другие.
Творческая мастерская художника находилась в деревне Радовани.
В.Г.Перов дружески сблизился с местными крестья¬нами, часто их собирал, просил позировать, охотно слушал их, много сделал для улучшения жизни крестьян.
По данным протоиерея Олега Пэнэжко, автора книги «Город Клин и храмы Клинского района», в Стрелково к Василию Григорьевичу приезжали Михаил Нестеров, Алексей Саврасов, Исаак Левитан, Павел Михайлович Третьяков, Лев Николаевич Толстой, Иван Шишкин.
После смерти художника в усадьбе жила его вторая жена Елизавета Егоровна Драгунова, она умерла в 1902 году.
После Октябрьской революции имя В.Г. Перова было включено в декрет Совнаркома об увековечении памяти выдающихся деятелей культуры. В 1918 году в усадьбе Стрелково побывала группа членов комиссии по охране памятников искусства и старины. В протоколе комиссии было записано : «Имеет исключительную художественную и научную ценность имущество усадьбы Стрелково художника Перова В.Г., которое подлежит сохранению и охране как достояние народа, республики».
Тем не менее, дом и имущество усадьбы были проданы Троицким волисполкомом, дом перевезен в д. Радовань, за 4 километра от Стрелково.
Папулова Ида Моисеевна(12.04.1934), краевед.
Ида Моисеевна Папулова ( урожденная Кушнер ) родилась в городе Могилеве БССР в семье служащего. Детство до 7 лет, прошло в Пскове. Началась Великая Отечественная война. Отец ушёл на фронт, а семья эвакуировалась в Cибирь, где прожили 5 лет на острове Ольхон на озере Байкал. За этими скупыми строчками биографии скрываются тяготы и сложности бытия того времени. Например, при эвакуации сказали, чтоб взяли с собой документы, ключи от квартиры и еды на три дня. За это время город Псков будет освобожден, все смогут вернуться обратно в свои дома. На самом же деле – месяц ехали в поезде – теплушке до Сибири. Дальше было все как в кино. Мама Иды Моисеевны, конечно, еды взяла побольше. Положение осложнялось тем, что мама была беременна - девятый месяц беременности. Пришлось остановиться в городе Краснослободске, что находится в Мордовии, там и родился братик Володя. Затем уже с тремя детьми, вчетвером добрались до Байкала. Ида Моисеевна вспоминает, что маме, городской жительнице, пришлось научиться и доить корову, и вязать сети, и ходить в тайгу за кедровыми орехами. Местные жители, буряты, делились всем, чем могли. Конечно, семье Иды Моисеевны трудно было, как и всем. Лук, черемша спасли от голодной смерти. Муку привозили по реке Ангара на теплоходе «Ангара». Ида Моисеевна, улыбаясь, вспоминает: «Мы, дети, стояли на берегу острова и ждали теплохода, пели сложенные нами частушки:
«Встану я на бочку
Посмотрю на небо
Не идет ли «Ангара»
Не везет ли хлеба.
Эвакуируемые не остались в долгу перед местными жителями: делились своими знаниями – научили сеять зерно, возделывать зерновые культуры: рожь и пшеницу.
В 1944 году на фронте погиб отец. После войны в 1947 году семья возвратилась из эвакуации, но не в город Псков, где дом был разрушен и погибли все родственники, а в город Клин Московской области, так как здесь жил дядя, Пресс Е. Г., работавший начальником УКСа (Управления капитального строительства) на заводе № 507. Дядя жил в поселке Майданово в небольшом финском домике на берегу реки Сестры рядом с парком. В его семье нашла приют и материальную помощь семья Кушнер. Через год семья дяди уехала в Казахстан на новое место работы. И в новом доме 2-х комнатную квартиру, где жили две семьи, пришлось оставить, поселиться в бараке на Ленинградском шоссе. В 15 лет Ида начала работать на заводе № 507 подсобной рабочей. Одновременно без отрыва от производства продолжала учебу в школе рабочей молодежи № 2; освоила специальность крутильщицы. Затем поступила в Московский текстильный институт, который закончила в 1963 году. После окончания института Ида Моисеевна была распределена на Клинский комбинат в отделочный цех мастером участка. Молодая, красивая, жизнерадостная, полная энергии и сил, Ида встретила Володю Папулова. В 1966 году они поженились. А через год на свет появилась прелестная двойня – мальчик и девочка. Самое большое счастье – создать семью и иметь детей – считает Ида Моисеевна.
Проработав в общей сложности 30 лет, Ида Моисеевна ушла на пенсию в 45 лет по вредности (в 1979 году). Детям к тому времени было по 12 лет – надо было вплотную заняться их воспитанием.
С выходом на пенсию началась творческая работа И.М. Папуловой.
В газете «Серп и молот» Ида Моисеевна увидела объявление о том, что Клинскому бюро путешествий и экскурсий требуются экскурсоводы. И не раздумывая, сразу пришла, написала заявление. Стала внештатным экскурсоводом. Начала готовить первую экскурсию по городу «Древний, но вечно молодой Клин». За время своей работы в бюро освоила и разработала сама около тридцати экскурсий по городу, району, Московской области, «Золотому кольцу России».
С 1985 года Ида Моисеевна начала читать лекции по краеведению в школах и трудовых коллективах.
В начале 90-х стала сотрудничать с газетой «Серп и молот», публиковала свои статьи по краеведению.
В 1997 году приняла участие в съемке первого телефильма «Улица Купеческая» на телевидении «Поиск». Этот короткометражный фильм наряду с фильмами других авторов неоднократно демонстрировался по телевидению «Поиск».
Два года Ида Моисеевна проработала заведующей Дома – музея А.П.Гайдара.
Ида Моисеевна на протяжении нескольких лет участвовала в краеведческих конкурсах газеты «Серп и молот», завоевывала призовые местами и награждалась грамотами и ценными подарками. В период с 2003 года по 2007 год вела рубрику в газете «Серп и молот» «Дата в истории». В 2004 году принимала участие в съемках телефильма «Азбука Клинского края». К шестидесятилетию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне приняла участие в создании книги «Клин опаленный войной». Написала две главы из семи.
В апреле месяце на протяжении десяти лет (1997 – 2006гг.) проводила «Рейд Памяти» со школьниками по местам боев 1941 года на Клинской земле с посещением братских могил и захоронений (от комитета по делам молодежи).
С 1968 года Ида Моисеевна является членом общества ВООПИК. В 2006 году после длительного застоя в краеведческой работе была избрана заместителем председателя Клинского отделения вновь возрожденного ВООПИК. Ида Моисеевна надеется, что удастся сохранить памятники истории и культуры в Клинском районе.
Ида Моисеевна говорит, что ей везет в этой жизни на хороших людей. В ее личной библиотеке есть автографы многих известных людей России.
Переписывалась с Марком Исааковичем Прудкиным. И одно из последних писем, написанных им, – это письмо, адресованное Иде Моисеевне. Знакома с Сиротинской Ириной, писательницей и журналисткой, большим другом Варлама Шаламова. В 1992 году И. Сиротинская приезжала в Клин на открытие выставки, приуроченной к десятилетию памяти Шаламова. Ирине Шаламов посвятил «Левый берег». «Если бы не было Ирины, не было бы и Колымских рассказов», - говорил писатель. И.М.Сиротинская оставила автограф Идее Моисеевне.
Ида Моисеевна была знакома с Замковым Всеволодом Алексеевичем, сыном Веры Игнатьевны Мухиной. Осенью1989 года, когда широко отмечался 100-летний юбилей со дня рождения народной художницы СССР, скульптора В.И.Мухиной, в Клин приезжал ее сын, В.А.Замков. Краеведы, в том числе и Папулова И.М., общалась с ним, ездили в Борисово, где в летнее время с 1919 по 1929 гг. жила и работала В.И.Мухина. На встрече В.А.Замков ответил на многочисленные вопросы краеведов, разрешил спорный вопрос об авторстве памятника П.И.Чайковскому на железнодорожном вокзале (ранее его приписывали В.И.Мухиной). Благодаря В.А.Замкову чуть позже эту ошибку И.М.Папулова исправила, доказав документально, что этот памятник является работой скульптора Г.Д. Гликмана, скульптора с мировым именем. Об этом была напечатана статья в газете «Серп и молот» от 20.11.2003 года. В память о встрече краеведов с В. А. Замковым было сделано несколько фотографий.
Накануне 100-летнего юбилея начала русско-японской войны 1904-1905 гг. И. М. Папулова познакомилась с потомками героев этой войны Н. П. Седовым и В.В. Калининой. Завязалась дружба, результатом ее стало несколько статей в газете «Серп и молот».
В ноябре 2008 года к 90-летию переезда Советского Правительства в Москву по каналу «Культура» был показан сюжет о приезде Ленина и наркомов Москву 11 марта 1918 года. Автор проекта – известный тележурналист Бэлла Алексеевна Куркова. Она пригласила Иду Моисеевну принять участие в передаче : рассказать о Клине, о том, так как поезд с Правительством стоял в Клину около 2-х часов.
В сентябре 2008 года судьба свела Иду Моисеевну с потомком Д. И. Менделеева Николаем Александровичем Смирновым. Он проживает в Боблово и является научным сотрудником Государственного историко-литературного и природного музе-заповедника А.А. Блока. Регулярно знакомится с краеведческими публикациями Иды Моисеевны в газете «Серп и молот». В благодарность за интересные материалы Н. А. Смирнов подарил И. М. Папуловой недавно вышедшую из печати книгу А.Б. Максимова, В. Потресова «Боблово и его обитатели».
Краевед созванивается с Александрой Константиновной Нарбут (Ильиной) – гражданской женой Виктора Таллалихина.
Ида Моисеевна очень ответственный краевед. Все даты скрупулезно проверяет и перепроверяет и бывает очень недовольна, когда написанные даты, цифры и события не соответствуют действительности. За эту её черту очень уважают коллеги. Дома есть хорошая библиотека, свой архив. Бывает, звонят из местной администрации, музея, чтобы проверить и уточнить биографические, исторические моменты.
В истории российской и мировой научной мысли Дмитрию Ивановичу Менделееву (1834 – 1907) принадлежит особое место.
Менделеев родился 8 февраля 1834 года в Тобольске. Его отец был директором гимназии, а мать «управляла заводом».
В 1855 году Дмитрий Иванович закончил учебу на физико-математическом отделении Петербургского главного педагогического института.
В 1856 году Менделеев защитил магистерскую диссертацию в Петербургском университете. 19 декабря 1963 года Ученый комитет Санкт-Петербургского технологического института избрал 29-летнего магистра химии профессором. После защиты докторской диссертации в 1865 году Д.И. Менделеев стал профессором университета, читал лекции по общей, органической и технической химии.
Мировую славу и известность ученому-химику принес открытый им в 1869 году Периодический закон. Открытие закона периодичности химических элементов – величайшая веха в развитии химии. Современная геохимическая классификация элементов, как здание на прочном фундаменте, покоится на Таблице Менделеева.
Задавшись целью исследовать верхние слои атмосферы во время солнечного затмения, в 1887 году в Клину ученый без всякой предварительной подготовки, в возрасте 53 лет, отважно поднялся на воздушном шаре на высоту 3 км.
Дмитрия Ивановича по праву называют ученым-энциклопедистом.
Обладая кипучей инициативой, невероятной трудоспособностью, глубокими знаниями в самых различных отраслях науки и техники, Менделеев целиком отдавал себя служению Науке и Отечеству.
Круг научных интересов и изысканий великого ученого был необыкновенно широк : основы химии и химических технологий, физики и физико-химических технологий, геофизики и метеорологии, проблемы экономики, народного образования, политики, благосостояния народа и вооруженной защиты государства.
Каких только проблем не коснулся Менделеев: состав нефти и сыроварение, пульсирующий насос и действие удобрений, почвоведение и агрономия, температура верхних слоев атмосферы и наиболее удобные конструкции керосиновых ламп.
Он летал на воздушном шаре и интересовался проблемами мореходства и судостроения, занимался выработкой таможенного тарифа, работал в Главной палате мер и весов, писал о мировом эфире и о картине Куинджи, о ледоколе «Ермак» и разработке донецких углей.
Наиболее полную характеристику широты научных интересов и масштабной деятельности Д.И. Менделеева дал Л.А. Чугаев: «Гениальный химик, первоклассный физик, плодотворный исследователь в области гидродинамики, метеорологии, геологии, в различных отделах химической технологии (взрывчатые вещества, нефть, учение о топливе и др.)…, глубокий знаток химической промышленности вообще, особенно русской, оригинальный мыслитель в области учения о народном хозяйстве…».
В письме к министру финансов С.Ю. Витте, на склоне лет, ученый писал: «Начав (1855) с учительства в Симферопольской гимназии, я послужил 48 лет Родине и Науке».
Александру Блоку принадлежат замечательные строки о Менделееве: «Он давно все знает, что бывает на свете. Во все проник. Его знание самое полное. Оно происходит от гениальности…».
Разностороннее творческое наследие Д.И. Менделеева насчитывает более 530 работ. В его многочисленных трудах, завещанных Отечеству и народу – полная смелых замыслов программа использования природных богатств и индустриализации России, ее превращения в экономически независимую промышленную державу.
«Сам удивляюсь, чего я только не делывал на своей научной жизни. И сделано, думаю, не дурно», - писал в 1899 году Менделеев.
В книге «Заветные мысли», отвечая на вопрос: «В чем наша сила?», великий гражданин России писал: «Наша сила в единстве, воинстве, благодушной семейственности, умножающей прирост народа, и в естественном росте нашего внутреннего богатства и миролюбия».
Имя Д.И. Менделеева тесно связано с Клинским краем.
В 1865 году вместе с профессором Н.П. Ильиным он приобрел имение Боблово. Боблово ассоциировалось у Менделеева с родными сибирскими местами. Он писал: «Эти места напоминают мне Сибирь. Они мне дороги». «С высоты Бобловского холма открывались необъятные дали одного из красивейших мест Подмосковья – Клинско-Дмитровской гряды, всхолмленной, пересеченной оврагами, промоинами, руслами многочисленных речек и ручьев», - отмечает исследователь жизни и деятельности Д.И. Менделеева Владимир Потресов.
По разделу имения ученому достался старый одноэтажный дом, сад и часть парка. Когда старый дом пришел в упадок, Д.И. Менделеев построил поблизости новый двухэтажный в стиле швейцарского шале. Ориентиром при выборе места для постройки послужил старый дуб.
А.И. Менделеева, вторая жена ученого, вспоминала: « Строил его Дмитрий Иванович сам, по своему плану, сделав из картона маленькую модель…Нижний этаж каменный, верх деревянный, с террасой в длину всего дома….
Соседка наша по имению говорила, что дом наш напоминает ей замок Рюдольштадт из романа Жорж Санд «Консуэло».
Ученый со своей библиотекой и лабораторией располагался наверху, а в нижних комнатах – семья, прислуга и
многочисленные гости Менделеева.
Вокруг были разбиты липовые, тополевая и вязевая аллеи, росла акация.
В ту пору ученый интересовался агрохимией, он создал в Боблове опытное агрономическое поле, где изучал эффективность различных видов удобрений, применял новаторские методы в земледелии.
В Боблове Д.И. Менделеев много читал, принимал гостей, устраивал выезды на природу, пикники, экскурсии. Дмитрий Иванович записывал тексты народных песен и пословиц.
В имении Боблово бывали друзья ученого : А.Н. Бекетов, М.Я. Капустин, Я.И. Смирнов, К.Д. Краевич; приезжали на этюды художники: А. Куинджи, Н.А. Ярошенко, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, И.И. Шишкин.
У Менделеева часто бывал А.А. Блок, живший по соседству в Шахматове. В 1903 году его женой стала юная Люба Менделеева.
Усадьба Боблово стала в своеобразным научным и культурным центр уезда. Сюда приезжали в гости и за опытом лучшие представители научной и творческой интеллигенции.
Уникальным явлением в усадьбе Боблово был домашний театр. Наивные спектакли, ставившиеся в театральном сарае усадьбы, с появление А.А. Блока сменились постановками классических пьес. В 1900 году в Боблове играли «Женитьбу» и «Снегурочку», где поэт исполнил роль Мизгиря.
В Боблове Дмитрий Иванович прожил свыше 40 лет – с 1865 года и до своей смерти в 1907 году.
В семье Менделеевых усадьба оставалась до 1919 года, когда сгорел дом «под дубом». Первый дом 1860-х гг., с 1900 года занятый школой, разобрали в 1921 году.
В 1919 году сын ученого, Иван Менделеев, профессор Николай Смирнов и другие жители Боблова были заключены в Клинский острог, лишь случай избавил их от расправы.
В 1987 году усилиями общества охраны памятников, Менделеевского общества, АО «Клинволокно» в Боблове был создан музей великого ученого, получивший статус Музея-усадьбы Д.И. Менделеева «Боблово».
21 августа 2008 года решением Совета депутатов Клинского муниципального района Музей-усадьба «Боблово» был передан в государственную собственность Московской области.
Представитель старого дворянского рода, родственник царицы Прасковьи, Татищев рано оказался среди "птенцов гнезда Петрова".
С 1704 по 1717 годы он активно участвует в операциях Северной войны, выполняет дипломатические поручения Петра I, активно учится, заканчивает артиллерийское училище.
В 1713 году Василий Никитич послан для пополнения знаний в Германию, где посетил Берлин, Дрезден, Бреславль.
В 1719 году Татищев получает от Петра I поручение по составлению географии России. В этом же году Василий Никитич представляет царю специальную записку о землемерии, межевании земель и составлении ландкарт. Поручение Петра I, по словам самого Татищева, положило начало его историческим занятиям: приступив к работе над атласом, он пришел к выводу, что знание географии страны невозможно без изучения ее истории.
В 1720 году Татищев как специалист по артиллерии был послан на Урал для управления горными заводами и пробыл на этой работе до 1723 года. Здесь, на Урале, он знакомится с многочисленными народами, входившими в состав Российской империи, изучает их нравы, обычаи, историю. Новое служебное поручение - наблюдение за обучением юношей горному делу в Швеции, где он оставался с 1724 по 1726 годы, явилось новым этапом в развитии научных занятий ученого. В 1726 году Василий Никитич вернулся в Петербург, служил в Монетной конторе.
С этого времени началась систематическая работа Татищева по изучению истории России.
При новой императрице, Анне Иоановне, Татищев впал в немилость и в 1734 году отправлен в Екатеринбург для правления уральскими заводами, а затем в Оренбург. Экспедиция носила характер политической ссылки и закончилась неудачей: после конфликта со ставленником Бирона, Шембергом, в 1739 году Татищев был отозван, а затем отдан под суд.
В 1738 году ученый прислал в Академию наук тексты Русской Правды и Судебника 1550 года с обширным комментарием, а вернувшись в Петербург в 1739 году, представил в Академию первоначальный текст своей "Истории Российской", над которой проработал около двадцати лет. Этот огромный труд в пяти томах по своему строю еще напоминает летописи, но одновременно представляет собой первый опыт изложения истории на основе многочисленных русских и иностранных источников и освещения исторических событий с позиций рационалистической философии. "Историю Российскую" Татищев довел до 1577 года, но сохранились подготовленные им материалы к этому труду, посвященные ХУ11 веку. Выдающееся значение этого труда, как нового этапа в развитии русской исторической науки, было признано не сразу и далеко не всеми. Отношение к "Истории Российской" и ее автору длительное время не было однозначным. Часть историков с недоверием отнеслась к сочинению Татищева, особенно резкой критике подверг "Историю Российскую" Н.М.Карамзин. Несмотря на то, что ученый по совету друзей пытался устранить наиболее уязвимые места сочинения, рукопись "Истории" пролежала в Академии наук 30 лет, и лишь Миллер, через 18 лет после смерти автора, начал ее издание.
Лишь в 1741 году, при Елизавете Петровне, после двух лет следствия и судебного разбирательства по служебной линии, Татищеву удалось восстановить свое положение. В период 1741-1745 годов он состоял губернатором в Астрахани.
Новая опала, постигшая ученого в 1745 году, привела к освобождению от служебных обязанностей.
Последние пять лет своей жизни он провел в своем родовом имении Болдине, что в Клинском уезде, всецело предавшись своим научным занятиям.Здесь завершалась "История российская с древнейших времен», здесь создавался "Лексикон Российский исторический, географический, политический и гражданский», завершалась работа над сводом "Собрания законов".
Великий ученый скончался в Болдине 15 июля 1750года и похоронен у Рождественской церкви. И сегодня на старом погосте можно увидеть почерневшее, выбитое ветрами и ливнями надгробие, под которым покоится великий русский ученый-энциклопедист, историк, географ,филолог, писатель, математик, геодезист, металлург, этнограф, палеонтолог, дипломат, основатель Екатеринбурга и Оренбурга, сподвижник Петра Великого.
Сегодня и Болдино, и могила Татищева являются памятником федерального значения. В октябре 2005 года в Астрахани состоялась Международная научная конференция "Исторические судьбы России в научном наследии В.Н.Татищева". Ее участники обратились к Правительству Московской области и Губернатору Борису Громову с просьбой рассмотреть вопрос об объявлении территории Болдина заповедной зоной.
Научная деятельность В.Н.Татищева - пример бескорыстного служения науке и просвещению. В своих научных занятиях он не искал ни собственной пользы, ни личной славы, а рассматривал их как выполнение долга перед Отечеством, честь и слава которого были для
него превыше всего.
Королев Николай Алексеевич (11.01.1940), клинский поэт.
Родился в городе Ярцево Смоленской области. Здесь же, на оккупированной Смоленщине, прошло его трудное детство. Война, унесшая жизнь его отца, резко изменила географию жизни будущего поэта. В 1948 году пошел в первый класс Покровской сельской школы Семлевского района под Вязьмой. В 1949 году Николай Алексеевич продолжил учебу в школе села Завидово Калининской области. После учился в школах села Спас-Заулок и поселка Майданово. Среднее образование он завершил в вечерней клинской школе.
С Клином связана вся жизнь поэта: здесь он получил аттестат зрелости, отсюда ездил комсомольцем на уборку урожая на целинные земли Казахстана, отсюда призывался на службу в Армию в далекое Заполярье. Затем стал студентом МГУ им. М.В. Ломоносова. Н. Королев работал на разных предприятиях Клина. А первым местом работы стал завод «Лаборприбор».
Николай Королев пишет стихи с четвертого класса и до сих пор, а также афоризмы, статьи, рецензии. Публикует свои литературные произведения в газетах, сборниках, журналах, имеет авторский сборник «Точка опоры».
Большое внимание поэт уделяет военной тематике. Несколько стихотворений вошли в Книгу памяти погибших, умерших и пропавших без вести воинов в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Стихи на православную тематику отмечены духовенством Московской области.
Климов Иван Васильевич (15.091916 – 18.11.1986), Герой Советского Союза.
Родился в селе Войново Меленковского района Владимирской области в семье крестьянина. Окончил н/ среднюю школу в 1929 году. Работал в колхозе, затем в Клину, в совхозе «Красный Маяк» Московской области.
Член ВКП(б) с 1949 года. В Красной Армии с 1937 года. Из Клина уходил на советско-финскую войну 1939-1940 гг., дошел до Берлина в мае 1945 года, 6 раз был ранен, тяжело – в последние дни войны.
С июля 1941 года И. В. Климов на фронтах Великой Отечественной войны. После окончания в 1943 году курсов «Выстрел» - командир батальона 1090-го стрелкового полка (323-я стрелковая дивизия, 33-я армия, 1-й Белорусский фронт).
При прорыве глубоко эшелонированной обороны противника на Пулавском плацдарме (Польша) 14 января 1945 года в течении часа батальон Климова без потерь преодолел три вражеские траншеи, чем обеспечил ввод в сражение главных сил дивизии и ее успешное продвижение. При отражении контратаки у населенного пункта Киянка (20 км юго-западнее г. Пулавы) Климов И.В. лично уничтожил несколько фашистских захватчиков. За этот подвиг Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24.03.1945 года ему присвоено звание Героя Советского Союза. Полученные ранее боевые награды - два ордена Красного Знамени, орден Александра Невского, Отечественной войны 1 степени, орден Красного Знамени, многие медали со всей полнотой характеризуют боевой вклад Ивана Васильевича Климова в ратный подвиг советского народа.
С 1946 года И.В. Климов – в отставке, инвалид Великой Отечественной войны. Жил в Клину, работал на комбинате искусственного волокна.
Киргетов Исаак Ананьевич (1904 – 22.04.1945), Герой Советского Союза.
Родился в апреле 1904 года в деревне Высокий Холм Краснинского района Смоленской области в семье крестьянина. В 1921 году окончил железнодорожную школу №30 в Смоленске. Работал на шахте в Донбассе, строил железнодорожный мост через р. Березина. Жил в деревне Ситники Клинского района.
Член ВКП(б) с 1929 года. В Красной Армии с 1932 года. Работал преподавателем военной школы в Калинине. Участник советско-финской войны 1939-1940 гг. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Командир 174-го минометного полка (42-я армия, Ленинградский фронт) подполковник Киргетов 15-20 января 1944 года организовал тщательное изучение оборонительной полосы и разведку огневых средств противника в районе Пулковских высот, город Красное Село, что позволило минометчикам уничтожить 57 пулеметов, подавить огонь 16 батарей.
Указом Президиума Верховного Совета СССР 01.07.1944 года Исааку Ананьевичу Киргетову присвоено звание Героя Советского Союза. Награжден также орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденом Богдана Хмельницкого 2 степени, орденом Кутузова 3 степени, орденом Александра Невского, Орденом Отечественной войны 1 степени, орденом Знак Почета, медалями.
И.А. Киргетов погиб 22 апреля 1945 года. Похоронен в Ленинграде. Именем Героя названа улица в городе Гатчина Ленинградской области, где установлена мемориальная доска.
Калинин Владимир Павлович (27.06.1924-09.04.1944), Герой Советского Союза.
Уроженец д. Селюхино Клинского района. Окончил 6 классов. Как самый старший из 6-ти детей супругов Калининых, Владимир с 14 лет работал в колхозе, на стройках Москвы. С началом войны вернулся в родную деревню, пережил немецкую оккупацию и гибель одного из братьев.
Член ВЛКСМ. 11 апреля 1942 года Владимир был призван на фронт Клинским РВК. Закончил ускоренные командирские курсы, получив звание лейтенанта. После второго тяжелого ранения в марте 1944 года Калинин прибыл на Сивашский плацдарм, с которого велось наступление на Крымский полуостров. Получил назначение командира взвода 1164-го стрелкового полка 346-й стрелковой дивизии (51-я армия, 4-й Украинский фронт).
В ночь на 9 апреля 1944 года, преодолев со взводом озеро Айгульское (в Крыму), лейтенант Калинин с криком «Ура!», бросился в атаку на врага, уничтожил несколько гитлеровцев. Неожиданно вражеский пулемет прижал бойцов к земле. И тогда, будучи раненым, Владимир ползком добрался до огневой точки противника и закрыл ее своим телом. Подразделение поднялось в атаку и отбросило врага. Так уроженец Клинской земли повторил подвиг Александра Матросова.
За этот героический подвиг Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16.05.1944 года Калинину В.П. посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Награжден также орденом Ленина. Похоронен в селе Новоалександровка Красноперекопского района Крымской области.
Клинчане помнят и чтят своего Героя. Деревня Селюхино, где родился Калинин В.П., переименована в Калинино. На развилке дорог Зубово-Дмитров (Клинский район) установлена стела с именами жителей Воронинского сельского Совета, не вернувшихся с войны; среди них – имя Героя Советского Союза Владимира Павловича Калинина. По ходатайству однополчан В.П.Калинина, его имя в мае 1985 года присвоено рыболовному траулеру Севастопольского производственного объединения «Атлантика». В Воронинской средней школе, где учился Владимир, с 1985 года работает музей воинской славы. Среди его экспонатов одно из центральных мест занимает стенд, посвященный жизни и подвигу замечательного земляка. 3 марта 2007 года постановлением Правительства Московской области Воронинской средней школе присвоено имя Героя Советского Союза Владимира Калинина.
Исаев Сергей Николаевич (02.09.1917 – 02.05.1978), Герой Советского Союза.
Родился в селе Курганка Малининского сельского Совета Муромцевского района Омской области в семье крестьянина. Окончил 7 классов в 1935 году, работал в колхозе трактористом.
Член ВКП(б) с 1942 года. В Красной Армии с 1938 года. Прошел путь от колхозного тракториста до офицера Красной Армии.
На фронтах Великой Отечественной войны с октября 1941 года. По окончании Ростовского артиллерийского училища в 1943 году, он – командир батареи СУ-76 922 самоходно-артиллерийского полка (105-й стрелковый корпус, 65-я армия, 1-й Белорусский фронт).
В боях с 3 по 8 сентября 1944 года лейтенант Исаев поддержал огнем батареи выход стрелковых подразделений к реке Нарев севернее польского города Сероцк, захват и уничтожение вражеского плацдарма. Несмотря на отчаянные усилия противника, подчиненные Исаева удерживали важный рубеж. За этот героический подвиг Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24.03. 1945 года С.Н. Исаеву присвоено звание Героя Советского Союза.
По воспоминаниям Героя, высокую награду ему вручал в апреле 1945 года на Одерском плацдарме генерал армии Батов П.И., автор книги «В походах и боях». Награжден также орденами Ленина, Александра Невского, медалями. Исаев С.Н. – участник Парада Победы на Красной площади.
В 1946 году Сергей Николаевич окончил Высшую офицерскую школу самоходной артиллерии. С 1954 года майор Исаев в запасе.
С.Н. Исаев жил в Клину, работал машинистом холодильных установок на комбинате искусственного волокна.
Едунов Петр Петрович (1913-08.07.1944), Герой Советского Союза.
Родился в 1913 году в деревне Золино Клинского района в крестьянской семье.
Член ВКП(б) с 1944 года. В Красной Армии с 1939 года. С начала Великой Отечественной войны на фронте.
Петр Петрович Едунов особо отличился в октябрьских боях 1943 года при форсировании Днепра. Командуя взводом автоматчиков 19-й механизированной бригады (1-й механизированный корпус, 37-я армия, Степной фронт) 6 октября сержант Едунов с группой солдат на ветхой лодке переправился через реку в районе села Мишурин Рог Днепропетровской области, провел тщательную разведку, уточнил расположение боевых точек противника. Полученные разведданные позволили батальону успешно форсировать крупную водную преграду. 12 октября 1943 года при отражении новой контратаки противника Едунов был дважды ранен, но не покинул поля боя, уничтожил 11 гитлеровцев, расчеты артиллерийского орудия станкового пулемета, подбил автомашину и мотоцикл, 4-х вражеских солдат взял в плен.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20.12.1943 года Петру Петровичу Едунову присвоено звание Героя Советского Союза.
Погиб Едунов П.П. в Белоруссии. 8 июля 1944 года во время походного марша бригада попала под вражескую бомбежку. Похоронен в братской могиле в поселке Городище Барановичского района Брестской области.
В 1965 году в ознаменование 20-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне именем Героя Советского Союза Едунова названа одна из улиц города Клина.
Чтят Память Едунова П.П. там, где он сражался с врагом в годы Великой Отечественной войны. Его имя носят улицы в поселке Городище Барановичского района Брестской области и в селе Калужено Днепропетровской области. К 40-летию освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков на могиле Едунова П.П. была установлена мраморная плита.
Евдокимов Алексей Петрович (08.02.1925 – 06.10.1943), Герой Советского Союза.
Родился в деревне Труняевка Высоковского (ныне Клинского) района в семье крестьянина.
Призван на фронт Высоковским РВК 15 января 1943 года. Был командиром пулеметного расчета 467-го стрелкового полка 81-й стрелковой дивизии (61 армия, Центральный фронт).
Алексей Петрович Евдокимов – человек короткой, но яркой фронтовой биографии. Призванный на фронт 18-летним пареньком, он через десять месяцев пал смертью храбрых. 1 октября 1943 года младший сержант Евдокимов в составе группы одним из первых переправился через Днепр, захватил плацдарм. С этого небольшого участка родной земли он со своими подчиненными отразил шесть вражеских контратак, но не отступил ни на шаг, уничтожив до взвода фашистских солдат.
А.П. Евдокимов погиб в бою за деревню Глушец Гомельской области Белоруссии 6 октября 1943 года. Похоронен: Белоруссия, село Деражичи Лоевского района Гомельской области.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15.01.1944 года Алексею Петровичу Евдокимову присвоено звание Героя Советского Союза.
В 1965 году в ознаменование 20-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне имя Алексея Евдокимова присвоено одной из улиц города Клина. Имя Героя Советского Союза А.П. Евдокимова носит также улица в селе Малеевка Клинского района.
Дурыманов Афанасий Григорьевич (18.01.1900-23.11.1941), организатор обороны города Клина, начальник Клинского гарнизона, военком. 13 мая 1942 года с воинскими почестями похоронен на Белавинском кладбище.
Афанасий Георгиевич Дурыманов родился в селе Петропавловском Больше-Сосновского района Пермской области. Родители – отец, Егор Евменеевич Дурыманов, мать, Павла Игнатьевна Дурыманова – крестьяне-середняки. Афанасий окончил Петропавловское 3-х классное начальное училище в 1911 году, в 1912 году поступил в Петропавловское высшее начальное училище.
В марте 1919 года призван в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии (запасной батальон 30-й стрелковой дивизии). Член Союза молодежи с 1918 года, член ВКП(б) с апреля 1919 года.
В июне 1924 года переведен в Можгинский уездвоенкомат Удмуртской области, до августа 1931 года служил начальником канцелярии, делопроизводителем. Затем следует назначение на должность помощника начальника учетно-мобилизационной части Сталинского райвоенкомата Москвы. 14 марта 1933 года Дурыманов переведен в штаб Московского военного округа, 13 апреля 1934 года – в Истринский районный военный комиссариат. С 13 октября 1935 года по март 1938 года А.Г. Дурыманов - военком в Кунцеве; с конца 1938 года служит в Управлении Московского областного мобилизационного округа.
22 февраля 1938 года Указом Президиума ВС СССР А.Г. Дурыманов награжден юбилейной медалью «20 лет РККА».
В Клин Дурыманов прибыл в конце 1939 года в звании майора административной службы. Всем знавшим его, Афанасий Георгиевич внушал глубокое уважение. «Это был человек исключительно благородной души» - вспоминает бывший сотрудник горвоенкомата П. Гаврилова.
В первые месяцы Великой Отечественной войны военком Дурыманов провел большую работу по мобилизации военнообязанных, подготовке транспорта, эвакуации оборудования с промышленных предприятий, формированию подпольных партизанских групп и истребительных батальонов, организовал строительство оборонительных сооружений под Клином.
С 20 ноября, с началом боев за Клин, исполнял должность начальника Клинского гарнизона. Интендант 11 ранга Дурыманов последним из руководящих работников покидал Клин, увозя архив.
Погиб 23 ноября 1941 года у Дмитровского моста, когда его машину обстреляли фашисты.
13 мая 1942 года со всеми воинскими почестями похоронен в братской могиле на Белавинском кладбище.
Имя отважного военкома носит улица, где он геройски погиб. Над могилой военного комиссара шефствуют ученики клинской гимназии №1.
В феврале 2005 года, в канун 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, на одном из домов улицы Дурыманова установлена мемориальная доска в его честь, выполненная главным художником города Р. Романенко.
21 ноября 2008 года на здании Клинского военкомата была открыта мемориальная Доска в честь А.Г. Дурыманова. На ней надпись : « Дурыманов Афанасий Георгиевич. Интендант 2 ранга, военный комиссар Клинского РВК с 1938 года. Погиб в бою при обороне г. Клина 23 ноября 1941 года».