Добро пожаловать на сайт МБУК "Клинская ЦБС"

Телефон для справок 8-925-268-90-22

 

 

Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

Данная форма не предназначена для приема обращений граждан в порядке Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и предоставляет возможность направить электронное сообщение в рамках реализации пилотного проекта по внедрению «Единого окна цифровой обратной связи». Ответ на сообщение будет направлен не позднее 8 рабочих дней после дня его регистрации, а по отдельным тематикам – в укороченные сроки.

Тихонов В.В.

 

Тихонов В.В.

Вячеслав Васильевич Тихонов (08.02.1928 — 04.12.2009), популярный русский киноактер, исполнитель острохарактерных и драматических ролей более чем в 50 фильмах и телесериалах. Обладатель почетных наград и званий: народного артиста СССР (1974), Героя Соц. Труда (1982), лауреата Ленинской премии за роль в фильме «Белый Бим Черное ухо» (1980), Гос. Премий РСФСР им. Братьев Васильевых за роль в фильме «Доживем до понедельника» (1970) и роль в телесериале «Семнадцать мгновений весны» (1976), Гос. Премии УССР за чтение текста в телефильме «Возрождение» (1980), премии ЛКСМ за роль в фильме «Фронт за линией фронта» (1979), премии «Ника» (2000) и др.
Трудно поверить, что такого титулованного и знаменитого теперь Вячеслава Тихонова не приняли во ВГИК. Но так оно и было. Не сумел вчерашний слесарь из подмосковного Павловского Посада продемонстрировать     актерские способности, да и «не показался» приемной комиссии своими внешними данными - тощий, длинноносый, очень стеснительный. Его спас профессор Борис Бибиков, который в готовом разреветься мальчишке угадал великого в будущем актера. Бибиков успокоил Вячеслава Тихонова и взял его в свою мастерскую на испытательный семестр. Просто девушек поступало много, а среди юношей был недобор. И вскоре мастерство педагогов, настойчивость и трудолюбие студента дали свои плоды и Тихонов пошел в гору. В 1950г. он окончил институт с отличием и получил работу в Театре-студии киноактера, где его коллегами и наставниками были Николай Крючков, Борис Андреев, Эраст Гарин.
Творческий путь ныне знаменитого актера был в общем удачным, но совсем не гладким. Тихонов часто сомневался, был не уверен в себе. Не раз, критически оценивая свою очередную работу, он решал, что в кино ему делать нечего. Так было с первым появлением на экране в фильме «Молодая гвардия» (1948). Но, перемучившись, он все-таки не оставил учебу.
По окончании ВГИКа молодого, очень красивого, лиричного актера часто снимали в ролях, не требующих особых находок. Это были чистенькие, несколько картинные герои в белых мундирах. Хотя отношение кинорежиссеров к молодому Тихонову было неоднозначным. Например, И. Пырьев, занимавший тогда должность директора «Мосфильма», никак не воспринимал его, а молодой режиссер Станислав Ростоцкий (они подружились еще студентами и сохранили дружбу на всю жизнь) буквально ухватился за Тихонова. Именно Ростоцкий предложил Вячеславу Тихонову неожиданную, острохарактерную роль, ставшую этапной в творчестве актера - это роль Матвея Морозова в картине «Дело было в Пенькове» (1958). Это фильм, который круто изменил жизнь многих людей. У режиссера Станислава Ростоцкого будут потом знаменитые фильмы «Доживем до понедельника», «Белый Бим Черное ухо», «А зори здесь тихие». Светлана Дружинина много позже прославиться как режиссер «Гардемаринов», Вячеслав Тихонов станет еще Штирлицем, князем Болконским, учителем Мельниковым, но страна его узнает и полюбит именно после роли Матвея Морозова из славной деревушки Пеньково.
Этот фильм особенно дорог и клинчанам. 50 лет назад съемки фильма проходили не в Саратове, где «парней так много холостых», а в чудесном уголке Подмосковья, в окрестностях Клина, в угодьях деревень Кленково, Опалево, Микинино, Воронино, Золино. Главной штаб-квартирой съемочной группы стала деревенька Кленково.
В сегодняшнем Кленкове уцелели улицы, на которых разворачивались события картины, некоторые дома и жители  - свидетели  и участники съемок. В 2002 году жительницы Кленково Пелагея Николаевна Холина, Анна Григорьевна Точилина, Клавдия Ивановна Ильина и Татьяна Тимофеевна Мартынова дали обширное интервью газете «Московский комсомолец», в котором вспомнили события полувековой давности.
В. Тихонов часто приезжал на места съемок.  Встречался с жителями, беседовал.  И всегда говорил, что «Дело было в Пенькове» - самый его любимый фильм».
В этом фильме Вячеслав Тихонов по-настоящему раскрылся, почувствовал свой потенциал. Он не только изменился внешне (ему просто «убирали» красоту), сел за трактор, научился играть на гармошке, но вошел во вкус творчества, прожил жизнь своего героя. Поэтому не случайно фильм получил приз Всесоюзного кинофестиваля. Это была живая, близкая актеру роль, ведь он и вырос-то в рабочей среде, учился в ремесленном училище, стоял у станка в годы войны.
Но самыми первыми и самыми преданными зрителями картины «Дело было в Пенькове» стали, конечно же жители деревень, где проходили съемки. О своих первых впечатлениях рассказала на страницах «МК» К.И. Ильина:
«По осени, кажется, артисты специально приехали, сказали, чтобы мы в готовности были. Фильм, дескать привезут, так что не прозевайте. А для нас и простое-то кино праздник. Раньше ведь как было? Раз в месяц привезут картину, в пустом сарае холстину натянут, все рассядутся как могут - глазеют. Правда, бесплатно было все это.
Так вот, в сарае, где у нас раньше скотину колхозную держали, мы вымели все, вычистили. Скамьи из жердей понабили. Мужики рубахи свежие нонадевали, бабы в платьях новых. ... Гостям - нормальные лавочки принесли из домов. Как фильм начался, мы аж обмерли. Надо же - деревня наша, вот она. Вон Витька Кузьмин, вон теть Маша, баба Нюра, там покос, околица. А когда песня зазвучала «Огней так много золотых на улицах Саратова», так бабы все заплакали, честно слово. И я тоже заревела. Чего реву, и сама не знаю. А только плачу, и на душе светло. Как кончилось кино, смотрю, а у гостей глаза тоже на мокром месте. У Дружининой, у Майи опять же. Так что очень нам картина понравилась».
Хотя этот фильм сельчане смотрели много раз, они до сих пор переживают за судьбу своего Матвея Морозова. По воспоминаниям Тихонов во время съемок этого фильма был худеньким, щуплым.
Деревенским жителям не очень казистым показался. А когда они его увидели в роли Штирлица, то сразу и не узнали. «...Плечистый такой, солидный. Деревенские все сразу забегали: мол, это ведь наш Матвей! Как будто он и в самом деле наш, кленковский».
Вячеслав Тихонов - один из самых красивых актеров отечественного кино. Но героев-любовников он не играл никогда, а только осторожно и деликатно приближался к большому чувству, будто опасаясь его.
Работы у В. Тихонова хватало всегда. Не все получалось. Так, например, четыре года напряженного труда над ролью князя Андрея Болконского (С. Бондарчук снимал «Войну и мир» в 1964-1967гг.) не дали желаемого результата. Неодобрение критиков - еще полбеды, но актер был сам недоволен своей работой. Тихонов мечтал об этой роли, перевернул горы литературы, тяжело вживался в образ и обстоятельства... После такой неудачи у него вновь созрело решение распрощаться с профессией.
Но рядом вовремя оказался друг С. Ростоцкий, который чутьем угадал новую работу для Тихонова - роль учителя истории Мельникова. В его картине по-новому была осмыслена школьная тема. Фильм «Доживем до понедельника» (1968) удался настолько, что Тихонову была присуждена Государственная премия.
За взлетом снова потянулась череда неприметных ролей. А потом настал звездный час: Т. Лиознова пригласила Вячеслава Тихонова на съемки фильма «Семнадцать мгновений весны» (1976).
По словам Лиозновой, все актеры на главные роли были утверждены ею без кинопроб. Однако по воспоминаниям самих участников съемок, все обстояло несколько иначе. Например, на роль Штирлица пробовались несколько актеровв, в том числе и И. Смоктуновский. Однако, в конце концов, мнения всего съемочного коллектива сошлись на одном кандидате – Вячеславе Тихонове.
Тихонов к тому времени уже был настоящим профессионалом, но в роли Исаева — Штирлица заиграли все грани его таланта. Жанр детектива сам по себе давал право надеяться на успех, однако такой триумф этого, одного из первых, телесериала могла обеспечить только великолепная работа его создателей. Сейчас этому фильму больше 30 лет, а интерес к нему не ослабевает. У Вячеслава Тихонова всегда был интерес к людям неординарным, способным вести сложную жизнь, рисковать, действовать порой на грани человеческих возможностей, для которых чувство долга - превыше всего. Не зря он так много играл военных - от простых солдат до генералов. Тихонову всегда было интересно создавать психологически тонкие образы, делать упор не на внешние эффекты (за редким исключением, он почти не прибегал к гриму), а на детальную разработку характера. Процесс перевоплощения, два плана в одной роли, игра в игре - этот материал был для Тихонова безумно интересен. Тихонов сумел показать не только мужество, профессионализм разведчика Исаева, но и сделать его очень «живым». Эта роль по праву считается коронной ролью Тихонова, за нее он в 1974г. получил звание народного артиста СССР, а в 1976г. - Государственную премию им. братьев Васильевых и множество других наград. Но сам Тихонов с присущей ему скромностью считает Леонида Броневого в роли Мюллера главной удачей этого фильма.
После такого головокружительного успеха Тихонов вполне мог бы и успокоиться, почивать на лаврах. Но актер требовательно, с сомнениями встречал новые предложения, тщательно выбирал то, что было ему ближе, - правду жизни.  Так появились роли  майора Млынского («Фронт без флангов», 1975), солдата Стрельцова («Они сражались за Родину», 1975) – роли значительные, отмеченные наградами, хорошо воспринятые зрителями.
В 1977г. С. Ростоцкий вновь пригласил Тихонова, для экранизации повести Троепольского «Белый Бим Черное ухо». На истории одной собачьей жизни было выстроено повествование о человеке, о любви к природе. Этот фильм не оставил равнодушными, никого из посмотревших его. В. Тихонову за роль Ивана Ивановича была присуждена Ленинская премия. А в 1982г, он стал Героем Социалистического Труда.
В 80-90гг. Вячеслав Васильевич снялся еще в нескольких картинах, среди которых «Европейская история»(1984), «ТАСС уполномочен заявить», «Бесы», «Убить дракона», «Утомленные солнцем», телефильм «Зал ожидания»(1998) и др., где ему достались не столь значительные роли. Хотя по словам самого Тихонова роль в сериале «Зал ожидания» стала для него продолжением фильма «Доживем до понедельника».
В 1998г. на экраны вышел фильм Сергея Урсуляка «Сочинение ко Дню Победы» - это трогательная трагикомедия о прошлом, настоящем и будущем. Геройский экипаж истребителя, три фронтовых друга, которых играют Михаил Ульянов, Олег Ефремов и Вячеслав Тихонов, не виделись 25 лет. Жизнь у них сложилась по разному: один убежденный коммунист, не пропускающий ни одного митинга, другой - преуспевающий зиц-председатель небедного «Фонда ветеранов», третий - эмигрант, на старости лет потерявший зрение и приехавший на родину, чтобы поучаствовать в Параде Победы. Они горячо спорят друг с другом о причинах бед и напастей дня сегодняшнего. Но когда один из них попадает в беду, его друзья готовы на все, чтобы спасти боевого товарища. В этом фильме В. Тихонов играл Слепого. Об этой роли он сказал: «...играть роль Слепого очень трудно, ведь недаром говорят: глаза - зеркало души».
Чем же подкупают нас его герои? Они живут среди нас и в то же время приподняты над действительностью. Они умны, интеллигентны, романтичны и порядочны. Большинство из них так симпатичны зрителю потому, что наделены в большей мере чертами, свойственными самому артисту. Конечно, много значит красота и обаяние, но есть в Тихонове и внутренняя теплота, которая проявляется во взгляде, и доброй, снисходительной улыбке в неторопливой речи и даже в молчании. Его экранные герои часто немногословны, потому что сам Тихонов не любит суеты и помпезности, предпочитает общение с природой, очень любит собак. Он считает: гораздо интереснее не то, что человек сказал, а то, о чем промолчал. Часто его герой в кадре молчит, но как! В эти минуты достигается точка накала страстей, полета мысли, постижения чего-то бесконечно важного. Это - момент истины. Кстати, не случайно сцена свидания в кафе полковника Исаева с женой - одна из лучших в сериале «Семнадцать мгновений весны». Этой сцены не было в сценарии, ее предложил Тихонов. Она придала его герою еще больше человечности и нравственной силы.
Сергей Бондарчук во время съемок фильма «Они сражались за Родину» однажды заметил, что в Тихонове есть «народное начало». Именно поэтому, в каком бы экранном образе он не представал -писателем или офицером, трактористом или учителем, - это наш всегда узнаваемый и любимый Тихонов. И поэтому не случайно в 2000 году он получил премию «Ника» в номинации «Достоинство и честь».

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

НЭБ

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ БИБЛИОТЕКА

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ БИБЛИОТЕКА

Наши партнеры

ЛитРес

Серп и молот

Полпред

Типография Колор-Принт

стальные двери Тритон

Чайная роза

Библиотеки Клина в соцсетях

Вконтакте mail.ru одноклассники google youtube telegram

Навигация

 

    Ltntr

    Ltntr