Добро пожаловать на сайт МБУК "Клинская ЦБС"


Родионов С.К.

 

Родионов С.К.

Сегодня невозможно представить себе исторический центр нашего города без Торговых рядов. Торговые ряды - гордость Клина, уникальный памятник архитектуры XIX века.

Спроектированы и построены Торговые ряды талантливым русским архитектором и реставратором Сергеем Константиновичем Родионовым. 

Архитектор-реставратор Сергей Константинович Родионов (1859-1925) родился во Владимире 22 июня 1859 года. Родионов учился в 3-й московской гимназии.

В 1883 году после окончания с большой серебряной медалью Московского училища живописи, ваяния и зодчества получил звание классного художника архитектуры. Еще до окончания училища Родионов начал служить во Владимирском Дворянском Собрании, членами которого были его отец и он сам. Продолжил обучение в Императорской Академии художеств, но не завершил его.

Сформировавшись в 1880-е годы, С.К. Родионов принадлежал к поколению архитекторов-эклектиков. Наиболее выразительные его постройки были возведены в русском стиле. Родионов спроектировал в Московской губернии, особенно Дмитровском и Клинском уездах, немало зданий. 

С 1889 года Сергей Константинович работал в Москве. Сначала в Елизаветинском женском институте (с 1889 года), затем в течении более четверти века служил в Измайловской военной богодельне (с 1893 года), для которой возвел несколько построек.

С 1894 года С.К. Родионов занимал место архитектора Синодального управления в Москве.

В 1895 году зодчий разработал проект Елизаветинской церкви при уездной тюрьме в Дмитрове. Основным предназначением церкви было духовное окормление заключенных. Средства на строительство храма были выделены Елизаветой Семеновной Ляминой (урожденной Лепешкиной). Церковь выполнена в псевдорусском стиле, повторяющем формы ХVII века. В 1925 году тюремный храм закрыли, в здании разместился клуб и торговый склад, внутреннее убранство храма было полностью утрачено. В 1993 году Елизаветинская церковь была передана РПЦ, отреставрирована и в настоящее время используется как крестильный храм.

В 1896 - 1901 годах Родионов был занят постройкой церкви Иверской Богоматери при Иверской общине сестер милосердия в Москве (также на средства Елизаветы Семеновны Ляминой). Архитектурные формы храма интерпретируют образцы древнерусского (новгородского и раннемосковского) зодчества. Это единственная церковь в Москве, напоминающая соборы в Звенигороде, Ростове Великом, Владимире, Ярославле. Орнаменты заимствованы зодчим из Софийского Новгородского собора. Церковь Иверской Богоматери была заложена 15 октября 1896 года, освящена 19 апреля 1901 года.

В 1925 году церковь Иверской богоматери была закрыта, ее здание использовали под склад. Только в 1992 году храм был открыт и начал восстанавливаться.

В 1898-1903 гг. архитектор Родионов руководил реставрацией Смоленского собора Ново девичьего монастыря.

Около десяти лет (1907 - 1915 гг.) Сергей Константинович работал в Московском губернском земстве, заведуя статистическим и строительным отделами. Хорошо зная работу этого органа власти, Родионов в 1917 году выпустил Памятку, посвященную 50-летию Московского земства.

В 1916 году зодчий стал председателем Русско-Славянского союза. Преподавал на Московских строительных курсах, для которых в 1902 году написал учебное пособие «Курс отопления и вентиляции. Строительное искусство». С 1893 года С.К. Родионов - член Московского Архитектурного Общества.

Принадлежность к аристократическим кругам во многом определила личную и творческую судьбу архитектора. Женатый на княжне Шаховской, племяннице князя Николая Петровича Трубецкого, он не раз пользовался протекцией своих именитых родственников. Именно Трубецкой устроил его архитектором в Московский Елизаветинский женский институт, а перед коронацией 1896 года рекомендовал его в качестве специалиста для реставрации Успенского собора в Кремле.

Благодаря семейным связям, Родионов получил заказ на перестройку усадебного дома Петра Николаевича Трубецкого в Узком, ставшей одной из самых удачных ранних его работ. Сергей Константинович находился в свойстве с тогдашним владельцем имения Узкое, егермейстером князем Трубецким (1857 -1911), который в течение многих лет занимал выборные посты сначала Московского уездного (1887 -1892), а затем губернского предводителя дворянства.

Во второй половине XIX века в отечественной архитектурной среде возникает идея возрождения древнерусского архитектурного стиля. Естественно, речь шла не о слепом копировании древних образцов, а о художественном переосмыслении наследия и об использовании древнерусских мотивов в современном творчестве.

Среди московских построек Родионова в неорусском стиле обращает на себя особое внимание доходный дом Миансаровой на Сухаревской площади (1908-1911гг.).

Постройка выглядит стройной, изящной и высокой. Такое восприятие обуславливается вертикальными цветовыми полосами (светлые пилястры и зелёные промежутки между ними).

Визуальное вертикальное деление дополняется восприятием крыши, не как единого целого, а как нескольких крыш. Фасад дома Миансаровой полностью облицован керамическими плитками разного цвета, что заставляет вспомнить декор знаменитого Крутицкого терема ХУ11 века. Наибольшую фантазию архитектор проявил в решении кровли.

Единственное здание в стиле модерн, выполненное по проекту Родионова в Москве, это небольшой особняк Аслана Тарасова в Медвежьем переулке (1905 год).

С.К. Родинов является автором памятника героям Бородинского сражения "Благодарная Россия своим защитникам", выполненным в 1912 году к столетию Отечественной войны 1812 года.

После Октябрьской революции С.К. Родионов заведовал музеем Нескучного сада, был архитектором по охране памятников старины и членом строительной комиссии Наркомпроса. Производил работы по реставрации Китайгородской стены. Читал курсы лекций по реставрации (в б. Епархиальном доме) и истории искусств (с 1920 года в Академии физической культуры Всеобуча).

Городовым архитектором в уездный Клин Сергей Константинович Родионов был назначен в 1885 году. В нашем городе архитектором спроектированы в псевдорусском стиле Торговые ряды и Феодоровская часовня при мещанской богодельне.

Современные кирпичные Торговые ряды появились не на пустом месте. В первой четверти 18 века здесь стояли деревянные лавки, построенные на бойком торговом месте, — на пересечении двух торговых дорог: Москва-Петербург и Дмитров-Волоколамск.

Но летом 1885 года во время сильного пожара, уничтожившего 2/3 города, лавки сгорели. После пожара клинские купцы решили строиться фундаментально. Всего за 2 года (1885-1887) были построены каменные Торговые ряды.

В 1890 году по проекту Родионова к мещанской богодельне была пристроена Феодоровская часовня, названная в честь иконы Божией Матери «Феодоровской».

Часовня построена из красного кирпича и имеет кубическую форму. Небольшое здание украшено массивными окнами в неорусском стиле. Особенно замечательно тройчатое окно, выходящее на улицу. Изначально часовню венчали пять деревянных барабанов, обшитых железом; в советское время осталась только поддерживавшая центральный барабан четырехскатная кровля; небольшие угловые барабаны также сохранились. В советское время здесь располагались морг, магазин, склад.

После возвращения православной церкви часовня была отреставрирована, на главки водружены кресты.

В 2009 году Феодоровская часовня была включена в комплекс Троицкого собора, сейчас здесь ведутся реставрационные работы.

В 1900 годы С.К. Родионов проектировал здание фабрики Каулина, что располагаласьв 15 км от Клина на правом берегу Лутосни в д. Спас-Коркодино.

В сердце каждого клинчанина облик любимого города неразрывно связан с Торговыми рядами, творением замечательного архитектора К.К. Родионова.

Наши партнеры

ЛитРес

Серп и молот

Полпред

Косметология

Салон цветов

Рекламная компания - Happy Idea

Библиотеки Клина в соцсетях

Вконтакте Twitter Facebook Instagram mail.ru одноклассники google youtube telegram

Навигация